Права общественных организаций по защите прав потребителей: как обжаловать действия проверяющих

Права общественных организаций по защите прав потребителей: как обжаловать действия проверяющих

Заключение сделки купли-продажи подразумевает не только согласие обеих сторон с ее условиями, но и соблюдение элементарных норм вежливости. Однако на деле часто случается, что один из контрагентов ведет себя неподобающим образом: грубо, нагло или просто не в соответствии с законом. В этом случае другая стороны может обратиться за поддержкой в общество защиты прав потребителей.

Назначение таких обществ, как следует из названия, – следить за соблюдением положений Закона о защите прав потребителей и прочих нормативных актов. Если общество выявит какие-либо нарушения, оно вправе прибегать к предусмотренным законодателем мерам, призванным восстановить справедливость.

Что проверяет общество по защите законодательно установленных прав покупателей?

  • Как покупателю (клиенту), так и продавцу следует знать, какими именно правами они обладают, чтобы при необходимости защитить свою позицию в споре как с противной стороной, так и со сторонними организациями.
  • В частности, если речь идет об общественных организациях, берущих на себя функции проверки качества торговли, продавец должен понимать, чего именно такие организации делать не могут.
  • Как следует из статьи 45 Закона о защите прав потребителей, проводить проверки такие организации в самом деле имеют право.
  • Тем не менее, если вы столкнулись с угрозой представителя общества по защите прав потребителей наложить административный штраф или другой вид наказания, не переживайте: этого права упомянутый закон им не дает.
  • Кроме того, члены упомянутых организаций не вправе приходить куда угодно и делать все, что посчитают нужным: вы можете отказаться от общения с ними, если они не предъявят документов, а круг их полномочий ограничивается именно защитой прав клиентов.

В частности, представитель общества по защите прав потребителей не имеет права устраивать контрольное взвешивание: как следует из пункта 1.7 «Порядка осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», содержащегося в Постановлении Госстандарта России №8 от 08.02.1994 г., упомянутая процедура, хотя и может быть инициирована кем-либо из потребителей или любой другой организацией, связанной с защитой их прав, может проводиться исключительно в присутствии уполномоченного метролога.

Проще говоря, представитель общества защиты прав потребителей может только направить просьбу о проведении поверки весов или иного используемого для определения веса оборудования, но не проводить ее самостоятельно. Если рядом нет метролога, полномочия члена упомянутого общества ничем не отличаются от прав рядового потребителя.

Резюмируя вышесказанное, вы можете игнорировать следующие угрозы представителя общества по защите прав потребителей или любой аналогичной негосударственной организации:

  • возбудить административное дело в связи с выявленными нарушениями, а также осуществить какой-либо вид административного (тем более уголовного) взыскания, в том числе наложить штраф;
  • провести контрольную проверку используемого для взвешивания оборудования и, в случае его несоответствия установленным нормам, возбудить дело об административном правонарушении.

Не бойтесь: если представитель общества ведет себя не в соответствии с установленными законом нормами, правда на вашей стороне.

 Разумеется, это не дает вам оснований не исполнять возложенные на вас обязательства, однако и паниковать смысла нет: даже если в ходе незаконной проверки будут выявлены нарушения с вашей стороны, такие доказательства не могут быть использованы в ходе судебных разбирательств.

В отличие от различных ведомств и служб, встроенных в государственную систему, общества по защите прав потребителей никак не ограничены в сроках и периодичности проведения проверок качества обслуживания клиентов и прочих аспектов торговли.

Следовательно, проверка может быть проведена, по усмотрению членов подобных обществ, в любое время. Как показывает практика, наиболее часто такие мероприятия проводятся после жалобы покупателей (клиентов); однако могут они быть инициированы и самими представителями обществ по защите прав потребителей.

  1. Никогда не теряйте присутствия духа: сколько бы ошибок как предприниматель вы не допустили, нельзя исключать и процессуальных нарушений со стороны организаторов очередной внеплановой проверки, нивелирующих обнаруженные недочеты.
  2. Кроме того, и сами представители обществ по защите прав потребителей далеко не всегда представляют, что они имеют право делать и чего не имеют.
  3. Главное – сохранять хорошее расположение духа и, несмотря ни на что, поддерживать вежливый стиль общения: не стоит ругаться, чрезмерно воодушевленно спорить, вступать в конфликты с проверяющими.
  4. Придерживайтесь следующего плана действий:
  • попросите проверяющее лицо назваться и предоставить документ, удостоверяющий личность (в данном случае достаточно служебного удостоверения);
  • запишите для себя название, а также телефон и почтовый адрес представляемой им организации. Это особенно важно, если учитывать привычку производящих проверку лиц составлять все документы в единственном экземпляре: поскольку с некоторой вероятностью вы не получите от представителя общества по защите прав потребителей второй экземпляр протокола, у вас хотя бы останутся зафиксированные контактные данные общества, которое в дальнейшем и выдаст вам копию бумаги);
  • потребуйте показать вам оригинал (или копию) приказа о проведении проверки и проверьте, совпадает ли указанное в нем имя уполномоченного лица с именем явившегося к вам проверяющего (вы имеете на это право в соответствии со статьей 73 Закона о защите прав потребителей, а также с упомянутым выше «Регламентом»);
  • вы можете также отказать проверяющему в допуске, если приказ/распоряжение не подписан руководителем соответствующего органа или истек срок проверки (он составляет 30 дней, а при особой необходимости может быть продлен еще на такой же срок).

Источник: http://UrOpora.ru/zashhita-prav-potrebitelej/osnovnye-prava-potrebitelej/zashhita-prav/chto-proveryaet-zashhita-prav-potrebitelej.html

{ Первостольник.рф }

Если в аптеку с проверкой пришла общественная организация! Что делать? Какие полномочия имеются у общественной организации при проверке? Как вести себя фармацевтическим работникам? Постараемся ответить на эти вопросы?

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.

1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.Роспотребнадзор в своем Письме от 29.06.2005 N 0100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей» разъяснил, что указанная выше норма Закона сводит право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Полномочия общественных организаций при проверке

Роспотребнадзор разъясняет, что в соответствии с нормами статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

  • участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
  • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
  • распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу статьи 45 указанного выше Закона.

[ad name=»Y»]

[stextbox id=»alert» caption=»Обратите внимание!»]Общественные организации не являются субъектами государственного контроля, а потому ссылаться на Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не имеют право.[/stextbox]

Что не вправе проверять общественные организации?

При проведении проверки в аптеке общественные организации не вправе:

  • требовать предъявить субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
  • проверять соблюдения санитарных правил и норм вне торгового зала аптеки;
  • проверять наличие документов об образовании работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
  • проверять правильность применения контрольно-кассовых машин;
  • проверять наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю;
  • требовать ознакомления с учредительными и иными документами (финансовыми, бухгалтерскими) организации;
  • входить в иные, кроме торгового зала, помещения организации без разрешения должностных лиц организации;
  • осуществлять контрольные закупки.

[stextbox id=»info» caption=»Обратите внимание!»]В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца).[/stextbox]

Из приведенных разъяснений Роспотребнадзора (Письмо Роспотребнадзора № 0100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей») можно сделать вывод о том, что общественные объединения вправе осуществлять все действия, которые вправе производить покупатель, а именно проверять: 

  • наличие и доступность обязательной информации об объекте проверки, режиме его работы, предлагаемых товарах, работах, услугах;
  • наличие, доступность и правильность оформления книги отзывов и предложений;
  • правильность оформления ценников;
  • выдача кассовых и/или товарных чеков, квитанций;
  • наличие и доступность контрольного измерительного оборудования;
  • возможность в наглядной и доступной форме ознакомления потребителей с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания;
  • режим работы организации;
  • порядок размещения товаров (недопущение соседства несовместимых товаров);
  • возможность проверки потребителем свойств товара с демонстрацией его действия (если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле).
Читайте также:  Сколько стоит страховка осаго на машины ваз 2107, 2106, 2114: из каких показателей складывается цена полиса?

[stextbox id=»alert» caption=»N.B.»]Должностные лица организации, в нашем случае аптечной организации, не обязаны как-либо реагировать на действия представителей таких общественных объединений, не обязаны знакомиться и/или подписывать какие-либо документы, составленные ими, и т.д.[/stextbox]

Как вести себя фармацевтическим работникам при проверке аптеки общественными организациями?

  1. Не препятствовать проходу проверяющих в помещение (не дальше торгового зала).
  2. Необходимо идентифицировать проверяющих и направившую их организацию.

    Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов.

    В направлении или в поручении о проверки вашей организации должно быть: название общественной организации, проводящей проверку; основание для проведения проверки (ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»); ф.и.о.

    всех проверяющих (не менее двух человек); название, адрес и профиль деятельности организации, которую проверяют; срок действия направления на проверку; подпись руководителя и печать проверяющей организации;

  3. Проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус.

    Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также на сайте Федеральной налоговой службы, где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;

  4. Взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  5. Получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  6. Необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  7. В случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  8. Не предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

[stextbox id=»alert» caption=»N.B.»]Во время проведения проверки общественная организация не вправе взимать какие-либо штрафы за выявленные нарушения и требовать с проверяемой организации оплаты услуг юристов и проверяющих.[/stextbox]

Источник статьи: http://pervostolnik.ru.com/proverka-aptek-obshhestvennymi-organizaciyami/

Поделиться своим опытом по данной теме можно на фармфоруме!

[ad name=»N»]

Источник: http://www.xn--b1afkidmfaflnm6k.xn--p1ai/2015/10/v-apteku-s-proverkoj-prishla-obshhestvennaya-organizaciya-chto-delat/

Обществам по правам потребителей запретят проводить проверки

После эмоционального требования Дмитрия Медведева «перестать кошмарить бизнес» началось планомерное завинчивание гаек в отношении всевозможных проверяющих – от СЭС до милиции. Результаты вмешательства президента бизнесмены оценивают положительно. Количество проверок по стране сократилось значительно.

Но этого пока ещё недостаточно. Начав с государственных надзирателей, власти решили приструнить и проверяющих на общественных началах – всевозможные организации по защите прав потребителей. Те и в самом деле нередко используют свои полномочия для выбивания денег из мелких лавочников.

Кто и как проверяет бизнес, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Сюжет: Защита потребителя

С подачи президента положение предпринимателей в России значительно облегчилось.

С 1 июля 2009 года в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» все внеплановые проверки малого и среднего бизнеса в обязательном порядке требуется согласовывать с прокуратурой.

Кроме того, запрещено контролировать деятельность предпринимателя чаще одного раза в три года. Принятие этого закона, а также корректировка ведомственных инструкций госорганов значительно сузили круг возможностей для вымогательства. Количество проверок по некоторым направлениям упало существенно.

Это заметно, как отметил вице-президент общественной организации «ОПОРА России» Владислав Корочкин, «по спаду интереса предпринимателей к общественным организациям, видимо, многие вопросы у них уже решены». На этом кампания по введению проверок в цивилизованное русло не остановилась. Эстафету по защите бизнеса приняла у президента Генеральная прокуратура, ставшая в последние месяцы основным генератором новых идей в этом направлении.

В конце августа и.о. генпрокурора Александр Буксман потребовал от своих подчинённых жёстко пресекать незаконные проверки предпринимателей.

Этому должны помочь вступившие в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие штрафные санкции для недобросовестных контролёров.

Теперь за проведение проверки при отсутствии оснований, без согласия прокурора, необходимого распоряжения руководителя, за непредставление акта о проведённой проверке и т.п. грозит штраф в 5 тыс. рублей, а при повторном нарушении – до 10 тыс. рублей.

Как подчёркивается в пояснительной записке, «предприниматели отмечают, что при проведении проверок наиболее часто имеют место: требование представления документов, не имеющих отношения к цели проводимой проверки; высокая частота проверок, их «заказной» характер; прямые или косвенные намёки на необходимость оплаты услуг». По мнению авторов документа, «проверки со стороны общественных объединений потребителей в некоторых случаях препятствуют работе предприятий малого и среднего бизнеса», более того – «предоставленные законом полномочия используются не в защиту прав потребителей, а в корыстных интересах».

Старший прокурор правового управления ГП Анастасия Семёнова в подтверждение этой позиции привела конкретные примеры. В частности, она рассказала, как в Тульской области казаки ходили по рынкам и требовали от предпринимателей документы – медкнижки, договоры аренды и т.п., которые те им представлять вовсе не должны.

Общественные защитники признают справедливость претензий прокуроров к чрезмерно ретивым контролёрам.

«Действительно, из регионов, да и в последнее время из Москвы, к нам поступает много жалоб от предпринимателей, столкнувшихся с откровенным вымогательством со стороны недобросовестных организаций, – соглашается председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков.

– Например, в Махачкале существует порядка семи организаций, которые занимаются только проверочной деятельностью. Они дерутся между собой, и иногда в один и тот же ларёк в один день приходят несколько проверяющих. Их, как правило, «крышуют» местные силовые структуры, а в самих псевдопотребительских организациях много выходцев из контролирующих органов».

Схема вымогательства проста. 45-я статья закона «О защите прав потребителей», которая как раз и вызывает наиболее жаркие споры, наделяет общественные органы правом составлять акты проверки.

Далее мошенники угрожают передать акт в госорганы и предлагают решить вопрос на месте. Никакими карательными функциями общественные объединения не наделены, но сам вид документа с подписью и печатями действует на многих предпринимателей магически.

Хотя в действительности общественные контролёры наживаются лишь на юридической неграмотности бизнесменов.

По оценке Аншакова, реально работающих организаций по защите прав потребителей по стране наберётся несколько десятков. А всего Минюстом их зарегистрировано свыше 700, из которых порядка 80% существуют лишь на бумаге. По предложению ГП общественные организации должны начинать проверку только по конкретному обращению от конкретного человека. Анонимки исключаются.

Стоит отметить, что при выявлении общественниками нарушений они зачастую обращаются в суд «в защиту прав неопределённого круга лиц», так как немногие россияне готовы писать жалобы. Прокуратура также считает необходимым регламентировать саму процедуру проверки.

В законе предлагается ограничить её срок тремя днями и определить, что вправе требовать проверяющие от предпринимателя, а что нет.

Предложения ГП встретили одобрение бизнесменов и серьёзную критику со стороны многих общественных объединений.

«Законопроект Генпрокуратуры даже не сырой, он вообще никакой, – считает сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации Надежда Головкова. – Обсуждение на экспертном совете шло 2,5–3 часа, и по каждой позиции он был разгромлен.

Нам говорят о некоем казачьем атамане, который по рынкам ходит, и этот пример пытаются экстраполировать на общества защиты прав потребителей».

По мнению г-жи Головковой, если сейчас отнять контрольные функции у общественных организаций, то магазины накроет волна просроченных товаров. «Поскольку сейчас у других органов руки связаны, единственная возможность пожаловаться – это общественные организации.

Мы жалобы в Роспотребнадзор потоком отправляли, они взмолились, мол, без санкции прокурора не могут провести внеплановую проверку. В прокуратуре санкцию по одной жалобе не дадут. Всё впустую.

Людям просто некуда обратиться, и они убеждаются, что закон не на их стороне», – объясняет она.

Тем не менее некоторые потребительские организации в целом поддержали инициативу Генпрокуратуры.

«Мы считаем, что эти общества не должны заниматься никакими проверками, это должны делать исключительно государственные чиновники, – подтвердил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

– Общества потребителей третируют бизнес, предлагая урегулировать конфликт в досудебном порядке путём вымогательства. По сути, это мошенничество».

Оппоненты инициативы в неформальных беседах намекают, что за поправками в закон «О защите прав потребителей» стоит крупный бизнес. В частности, практически идентичный законопроект в своё время выдвигала «ОПОРА России». «Инициатива правильная и своевременная, – прокомментировала пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова.

– Контроль должен осуществляться только государственными органами или саморегулируемыми организациями. То, что мы имеем сегодня, – десятки обществ, несметно множащихся на плодородной для злоупотреблений почве».

В этой связи весьма любопытно, что супруга сторонника поправок главы КонфОП Дмитрия Янина, Марина Янина, является вице-президентом по связям с госорганами X5 Retail Group, которой принадлежат сетевые магазины «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель».

Законопроект Генпрокуратуры в весеннюю сессию так и не получил одобрения экспертного совета Госдумы. На заседании Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству было решено сформировать рабочую группу по данному вопросу, чтобы выработать компромиссное решение. К обсуждению законопроекта депутаты намереваются вернуться осенью.

Источник: https://versia.ru/obshhestvam-po-pravam-potrebitelej-zapretyat-provodit-proverki

Общественный контроль за соблюдением прав потребителей глазами обывателя

  •                                                            ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Общественный контроль
  • за соблюдением прав потребителей глазами обывателя
  • ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Какое громкое название. Ну. продавцы товаров и услуг, держитесь!

Но сразу же настораживает то, что закон был принят относительно недавно, 7 февраля 1992 года, а изменений и дополнений — целая туча, (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г.

, 25ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г., 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г.). И все эти изменения (или в основном) направлены не на защиту ПРАВ потребителей, а наоборот.

18 июля 2011 года у потребителей, как и у общественных объединений по защите прав,

отобрали право на проверку соблюдения прав потребителей, заменив ее на расплывчатый и несовсем понятный термин общественный контроль. Что это такое? Пока законодатель не дает ответа на этот вопрос.

Получается, ка в конструкторе, — додумай сам! А сущность такова, что приди в торговую  точку, взяв с собой фотоаппарат, либо кинокамеру, и попробуй заснять «нерадивые» действия продавца, если, конечно, тебя не выгонят из магазина, т.к.

в роли нарушителя закона будешь выступать уже ты, фиксирующий действия продавца, без его разрешения.

   ОЗПП:

Кто будет финансировать и контролировать общественников, если у них появятся новые полномочия?  Замечу, что ОЗПП – это общероссийская общественная организация защиты прав потребителей.

И именно руководитель этой организации «печется» о контроле над общественниками, хотя «голова должна болеть» о правах членов и участников общественных организаций, именно тех людей, которые помогают государству справляться с валом правонарушений в области защиты прав потребителей.

Даже Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев посчитал возможным в существующий закон о торговле внести ряд изменений. А именно закрепить за некоторыми общественными организациями потребителей  функции  контроля  за розничными торговыми точками.

Он также отметил, что данные изменения могут касаться и  контроля   за соблюдением определенных правил при торговле лекарствами, табаком и алкоголем. Например, насколько соответствует стоимость товара цене, обозначенной на ценнике.

«Пожелание Дмитрия Медведева законодательно предусмотреть участие общественных организаций в  контроле   за торговыми точками мы намерены обсудить на одном из ближайших заседаний Социальной платформы «Единой России» — сообщил зам. секретаря Генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.

Вопрос о правах, предоставляемых общественным организациям, поднимается не впервые.

«Чем вызвана инициатива — понятно, не секрет, что уполномоченные государственные органы физически не в состоянии уследить за всеми мелкими нарушениями, — комментирует юрист того же ОЗПП Денис Ульянов,  добавляя при этом, что функции ОО (общественных организаций) по надзору за торговыми точками могут выполнять просто сознательные граждане, сообщающие в контролирующий орган (в данном  случае — в Федеральную службу в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) о нарушении. Данное право уже предоставляется согласно статье 45 закона «О  защите прав потребителей».

«Мало того, в последние несколько лет участились случаи мошенничества по вымогательству денег у юридических лиц людьми, создающими общественные организации по защите прав потребителей, исключительно с целью неправомерного истребования средств с мелких торгующих организаций, — предостерегает юрист ОЗПП.

Кроме того, в отличие от нашей организации, штат которой состоит только из профессиональных юристов, в иных общественных объединениях не найдётся ни одного специалиста необходимого профиля.

Поэтому совершенно непонятно, в чем будет заключаться частичный контроль, какие функции будут выполнять сотрудники организаций, за чей счёт будет финансироваться эта часть деятельности, и кто будет осуществлять надзор за самими организациями во избежание мошеннических действий со стороны недобросовестных учредителей и сотрудников общественных объединений».

 Я рад, господин Денис Ульянов, за Вашу организацию, однако хочется попутно заметить  следующее:

Кто дал право Вам, уважаемый Денис Ульянов, оскорблять своим недоверием десятки и сотни учредителей и сотрудников (уверен, что в большей части незнакомых Вам людей из общественных организаций) и бросать им на всю страну обвинение в недобросовестности. Вы, как юрист, должны понимать, что такие действия с Вашей стороны могут преследоваться  в уголовном порядке и носят вполне определенное название – КЛЕВЕТА.

Я прошу извинения у читателя за это небольшое  эмоциональное  отступление от тематики читаемой статьи.

Далее попробую разобраться: что такое общественный контроль?   

Само слово  означает КОНТРОЛЬ, контроля, муж  (франц.  Controle ). т.е. наблюдение, надсмотр над  чем —  нибудь с целью проверки. Это утверждение из Толкового  словаря  Д. Н. Ушакова . Рабочий контроль на предприятиях. Контроль в счетоводстве. 2. Организация, контролирующяя  чью  —  либо  деятельность.

   Общественный контроль — это такой процесс,  который производит выборочную проверку как на основании жалоб  просто физических лиц или общественных организаций, , так и на основании инициативного порядка.

  Общественный контроль -это наделение общественных организаций (например  ЗПП),  создававшихся трудовыми коллективами, контрольными полномочиями в отношении  учреждений, предприятий, организаций всех форм собственности.

 Например, профсоюзы могут и должны  контролировать соблюдение администрацией предприятий и учреждений законодательства о труде;  организации по защите прав потребителей – работу предприятий торговли и общественного питания.

В чем я согласен с юристом из ОЗПП, нужна законодательная база таковой организации с четким обозначением обязанностей и, что,  не менее важно, прав! Нужен ЗАКОН об общественном контроле.На сегодняшний день, как мне кажется, существуют две системы контроля. Это.

ведомственный контроль, когда управление собственной безопасности, управление по борьбе с организованной преступностью, вышестоящие должностные лица контролируют деятельность предприятий и учреждений, в том числе и государственных, и  прокурорско-государственный контроль, который состоит из прокуратуры,  депутатов и отчасти из правительства.

Ну, эти две формы контроля, к сожалению, все чаще  дают сбои. Часто прокуроры —  бывшие сотрудники милиции, иногда они сидят в одном и том же здании. Мало того, они  и  учились вместе в институте и получали юридическое образование, Да и просто знают друг с другом со школьной скамьи. В итоге происходит сращивание тех, кто контролирует, и тех, кого контролируют.

Поэтому предотвращение вот таких негативных явлений, как, например, коррупция, можно предотвратить только путем введения общественного контроля. Говорить о том, что все сразу станет другим, нельзя. Это достаточно длительный и болезненный процесс, который, как мне кажется,  может растянуться по меньшей мере на года или даже десятилетия.

Но в том, что  вмешательство общественности, вмешательство, скажем так, в хорошем смысле этого слова, в процесс деятельности государства, его органов, предприятий и учреждений  способен сделать их деятельность более эффективной, может быть более человечной, — я в этом уверен.

В интересах ли  правительства принять закон об общественном контроле?

На мой взгляд Правительство в принципе боится общественной активности.

Посудите сами: Вся деятельность Правительства направлена на то, чтобы ограничить сферу деятельности институтов гражданского общества и сделать эту деятельность как можно менее эффективной.

А дать в руки общественным объединениям мощнейший инструмент, при помощи которого эти общественные объединения могут стать равноправными партнером органов власти, — это вещь для тех, кто сегодня решает данные вопросы, равносильная самоубийству.

Н е секрет, что в течение длительного времени, 90-х годов, из законодательства выпали  нормы, которые так или иначе дают общественным объединениям  возможность влиять на процессы в нашей стране. Раньше, например, был институт всенародного обсуждения законов — сегодня его нет.

Раньше была выборность судей, причем судьи могли выдвигаться общественными объединениями, — сегодня его тоже нет. Раньше в Уголовно-процессуальном кодексе был институт общественного защитника и институт общественного обвинителя — он исчез.

Раньше в Гражданско-процессуальном кодексе был институт представителя общественной организации, выступающей в интересах гражданина, — его нет.

То есть политика, проводимая Правительством в отношении общественников, никаких иллюзий не оставляет, а именно; надо оставить общественным организациям ту маленькую нишу, в которой они сегодня находятся, и сделать все, чтобы они из этой ниши не вышли.

И поэтому идея принятия закона «Об общественном контроле:» является, в общем-то, поворотом пускай не на 180 градусов, но очень существенным поворотом от той  линии,  которую сегодня проводит Правительство в отношении общественных объединений.

Это такой знаковый, важный момент, который, в принципе, может означать изменение всей политики государства  по отношению к общественным объединениям.

Источник: https://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/4663?AspxAutoDetectCookieSupport=1

Общественная проверка

В последнее время к когорте проверяющих присоединились так называемые общественные организации по защите прав потребителей. Их представители «прочесывают» фирмы, работающие с населением. Есть ли способы усмирить ревизоров «из народа».

Для начала выясним, с кем имеем дело. Общественные проверки проводят некоммерческие организации (НКО), то есть «группы единомышленников», объединенные общими целями, отраженными в уставе. Жизнедеятельность таких объединений, порядок их создания, ликвидации, права и обязанности регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.

Специфика общественных организаций по защите прав потребителей заключается в том, что они стоят на страже интересов простых граждан, которые изо дня в день покупают товары и пользуются услугами различных компаний.

Объединения добровольно инспектируют торговые точки и отстаивают права населения.

Но, к сожалению, среди таких контор встречаются те, что созданы исключительно для мошенничества, их сотрудники заняты не наведением порядка в сфере услуг, а совершенно другим делом – они просто вымогают деньги с коммерсантов.

Пришла проверка

Статья 45 Закона «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 предоставляет общественным объединениям достаточно широкие полномочия. В частности, они имеют право проводить независимую экспертизу товаров, работ и услуг, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства и, при обнаружении нарушений, передавать эту информацию в компетентные органы.

На практике визит недобросовестных ревизоров выглядит следующим образом: представители НКО, появившись в торговой точке, проводят проверку и составляют акт о выявленных нарушениях. В ход идут любые мелкие погрешности: на товаре отклеился ценник или у продавца нет бейджика.

Затем такие общественники тонко намекают на то, что составленный документ может не пойти по инстанциям, если предприниматель пожертвует определенную сумму на нужды некоммерческого объединения.

За это члены организации готовы прийти еще раз и бесплатно проинспектировать правильность ведения торговли.

Исход ситуации зависит от выдержки продавца или администратора. Кто-то, напуганный и без того бесчисленными проверками государственных органов, отдаст деньги, только увидев удостоверение (если оно предъявлялось, конечно) и акт. Однако делать этого не следует.

Действия общественников, которые требуют денег, расцениваются как вымогательство, и лучшее средство от таких визитеров – диктофон рядом с прилавком или включенная видеокамера, которыми в последнее время оборудуют даже достаточно небольшие торговые точки.

Получив необходимые доказательства, можно испробовать против недобросовестных общественников их же приемы – отнести полученный материал в полицию и прокуратуру. И привлечь контролеров к ответу.

Вряд ли у них появится желание снова инспектировать торговую точку, в которой дали такой отпор.

Право или злоупотребление?

Если опираться на букву закона, у некоммерческих организаций по защите прав потребителей действительно есть право проведения «общественного контроля». Но детально регламентировать этот процесс чиновники не стали.

Получается, что при проведении ревизии государственными органами права предпринимателей хоть как-то защищены: есть документы, ограничивающие деятельность инспекторов. А для общественников нет нормативных актов, регламентирующих их деятельность. Поэтому они сами устанавливают правила проведения проверок.

Сложность заключается еще и в том, что Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на НКО не распространяется.

Поэтому бизнесменам практически невозможно доказать, что при проверках общественников права предпринимателя были нарушены.

Единственное, чем может воспользоваться коммерсант для «усмирения» недобросовестных общественных ревизоров, так это нормой, которая гласит, что при проведении проверки они имеют ровно те же права, что и обычный покупатель.

Если обратиться все к тому же Закону «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, то статья 45 говорит о том, что объединения не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов) выполнение действия и представление документов, которые не в праве получить обычный покупатель.

К сожалению, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обратив свое внимание на деятельность общественников в 2005 году (Письмо от 29 июня 2005 года № 0 100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей»), больше не возвращалась к этому вопросу.

Но единственный документ, посвященный работе объединений, гласит, что ревизоры не вправе проверять: трудовые и медицинские книжки сотрудников, их документы об образовании, заключения санитарно-эпидемиологической службы и Госпожнадзора, правильность применения контрольно-кассовых машин, наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю.

Способы борьбы

Однако, даже с учетом этих ограничений, полномочия общественников достаточно широки.

Они могут проверить соблюдение правил торговли, правильность оформления вывески, ценников, необходимую информацию в уголке потребителя, сертификаты, маркировку и сроки годности товаров, лицензии (если есть).

Но все эти действия должны быть ограничены торговым залом, и коммерсанты не обязаны пускать контролеров в административные помещения и предъявлять все бухгалтерские документы.

Встретив таких незваных гостей, сначала надо подтвердить их статус, запросив устав (проверьте уставные цели, место и дату регистрации), и наличие полномочий на проверку вашей компании, а так же удостоверяющие личность документы.

По итогам контроля общественники составляют акт.

Официально установленной формы этого документа нет, но, как правило, в нем указывается: кто, когда и где провел проверку и какие нарушения были обнаружены, со ссылками на конкретную статью закона.

После чего бумага подписывается обеими сторонами. Заметим, что даже если вы откажетесь поставить автограф, по сути это ничего не изменит. Поэтому лучше указать «с актом не согласен», расшифровывать не обязательно.

Длительность проверки и ее периодичность законом не установлены. Поэтому не удивляйтесь, если непрошеные гости спустя неделю снова появятся на пороге организации.

Последний козырь

Довольно часто, не договорившись «на месте», контролеры подают исковое заявление в суд «в интересах неопределенного круга потребителей». Заметим, что несмотря на то, что обе стороны спора — юридические лица, иск подается и рассматривается в суде общей юрисдикции, а не в арбитраже.

Помимо требований об устранении нарушений, обнаруженных в ходе проверки и зафиксированных в акте, общественники просят возместить судебные расходы на представителя. Сумма может быть различна – от одной до пятидесяти тысяч.

Чтобы облегчить отстаивание своей позиции в суде, лучше предъявить общественникам все требуемые документы на стадии проверки или сразу после нее.

Можно отправить по почте бумаги, доказывающие, что обнаруженные нарушения устранены.

Сделать это лучше, оформив опись вложения, чтобы иметь на руках доказательства того, что выявленные недочеты на момент подачи иска отсутствуют, поэтому и предмета разбирательства как такового нет.

Источник: https://delovoymir.biz/obschestvennaya-proverka.html

Куда обратиться потребителю по защите прав

Обновлено 20.01.2020

2020-01-20T21:22:54+03:00

Обман в государственных учреждениях, предоставление некачественных услуг, продажа бракованного и просроченного товара — распространенное явление в стране. Для защиты граждан от подобных случаев существует Роспотребнадзор.

Задача организации — реагирование на обращение граждан, проверка учреждений и наведение порядка.

К сожалению, немногие граждане знают, куда обратиться по правам защиты потребителя и как корректно составить документ.

Если говорить в общем, то описываемым ведомством осуществляется надзор и максимально строгий контроль соблюдения законов РФ в конкретной области.

Если у вас возникла проблема, и вы не знаете, сможет ли вам помочь с ее решением государственная инстанция, то на сайте Роспотребнадзора Москвы вы можете ознакомиться с перечнем основных направлений деятельности.

На странице http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie мы видим, что ими являются:

  1. санитарно-эпидемиологический государственный надзор;
  2. защита прав потребителей;
  3. организация, обеспечение карантинного контроля.

Это не весь перечень направлений деятельности, перейдя в соответствующий раздел официального сайта Роспотребнадзора Москвы мы видим, что государственный орган также дает разрешения на осуществление деятельности, подразумевающей использование микроорганизмов, способных спровоцировать инфекционные заболевания. Это же касается источников ионизирующих лучей.

При необходимости обращения в Управление Роспотребнадзора по Москве не лишним будет перейти в раздел «Государственные услуги» на официальном сайте.

Там вы найдете актуальные образцы платежных поручений, ознакомитесь с порядком выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, свидетельства о регистрации интересующей вас продукции.

Одним словом, вся необходимая информация о государственных услугах, предоставляемых описываемым ведомством, находится в этом разделе.

Обращение потребителя независимо от формы является основанием для проведения Роспотребнадзором внеплановой проверки в отношении лица, нарушившего его права.

При подготовке обратите внимание, что жалоба должна быть точной и обоснованной, а также не содержать необдуманных эмоциональных высказываний, в том числе различного рода угроз и оскорблений.

Помните независимо от способа подачи обращения — это официальный документ, который должен содержать необходимые реквизиты и соответствовать традиционной форме заявления.

Направить обращение можно следующими способами:

  • лично, обратившись в региональное подразделение службы;
  • воспользовавшись услугами Почты России, а равно иной службой доставки;
  • написать жалобу в Роспотребнадзор через интернет.

Обращение должно содержать наименование органа, в которое оно направляется, а в некоторых случаях также и контактные данные должностного лица. Обязательно заполнение личных сведений о заявителе, включающих ФИО, почтовый адрес и телефон (при наличии).

По указанному адресу в письменном виде будет направляться информация о результатах проведенных проверок, и поддерживаться связь с заявителем. Основу составляет суть жалобы и обращения с подробным изложением проблемной ситуации со ссылкой на факты, подтверждающие нарушение прав потребителя.

При подаче в письменном виде обращение должно содержать личную подпись заявителя и дату составления.

При подаче жалобы в Роспотребнадзор по защите прав потребителей в электронном виде следует дополнительно указать адрес электронной почты. При необходимости получения ответа в письменном виде укажите почтовый адрес.

Копии документов, подтверждающие факты, на которые ссылается заявитель, могут быть предоставлены в электронном виде либо направлены в письменной форме.

Обратите внимание, что нарушение указанных требования, в том числе отсутствие полной информации о заявителе, в том числе адреса для направления ответа, у Федеральной службы отсутствуют основания подготовить и направить ответ на поступившее обращение по существу проверки.

Любое обращение граждан в Роспотребнадзор автоматически становится поводом проверки учреждения, на которое подана жалоба. Подать ее может потребитель, приобретающий товар или заказывающий услугу.

Важно

В РФ к категории потребителей принадлежат те граждане, которые покупают товар или заказывают услуги не для коммерческих целей.

ИП и юридические лица могут обращаться в Роспотребнадзор только с претензиями, которые не связаны с бизнесом.

К примеру, если предприниматель обратился в банк за кредитом для приобретения бытовой техники домой — он может рассчитывать на защиту своих прав Роспотребнадзором.

Если же ссуда берется для закупки партии товара и при оформлении возникли проблемы — закон о защите прав потребителей на него не распространяется.

Важно

Жалоба в Роспотребнадзор является официальным документом и должна соответствовать деловому стилю. Недопустимо использование угроз, оскорблений, эмоций, нецензурной брани.

По закону потребитель должен сначала обратиться в магазин или другую организацию, в которой произошел неприятный инцидент. Можно предъявить претензию в устной форме либо отправить ее в письменном виде. При отсутствии результата стоит обратиться в Роспотребнадзор.

В случае приобретения некачественного или просроченного товара важно иметь хотя бы чек, иначе доказать факт покупки сложно. Роспотребнадзор вправе отказать в принятии и рассмотрении жалобы, если гражданин ранее не пытался решить вопрос самостоятельно (как писалось выше).

Не будет рассматриваться жалоба от анонимного заявителя. Потребители должны понимать еще один важный нюанс — если в ходе проверки выяснились, что заявление содержит недостоверные сведения, проверка прекращается. Роспотребнадзор имеет право взыскать с нерадивого потребителя компенсацию за потраченное время и средства на проверку организации.

Есть несколько способов подачи жалобы:

  • Личный визит в филиал Роспотребнадзора по месту жительства заявителя.
  • Отправка жалобы через Почту России заказным письмом.
  • Обращение в электронном виде через интернет.
  • Подача письменной жалобы через курьерскую службу.

Быстро и удобно подавать жалобу через официальный сайт Роспотребнадзора. Сделать это можно с любого компьютера, подключенного к интернету.

Есть два вида жалоб в Роспотребнадзор. Первый вариант подразумевает внеплановую проверку организации, в отношении которой предъявлена претензия.

Бесплатная консультация юриста

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Жалоба будет подаваться через официальный сайт Роспотебнадзора, но после нажатия «Написать обращение» система потребует пройти авторизацию на Госуслугах.

После входа в учетную запись необходимо следовать подсказкам.

Важно

Жалоба с последующей внеплановой проверкой организации уместна в тех случаях, когда существует реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации и причинения вреда гражданам.

Некоторые граждане интересуются — можно ли предъявить претензию напрямую через сайт Госуслуг? Пока функционал портала не наделен данной опцией, поэтому отправить жалобу таким образом не получится.

Рассмотрим простой вариант подачи жалобы в Роспотребнадзор без авторизации на сайте Госуслуг. Можно сразу заходить сюда и внизу страницы нажать «Составить и отправить обращение в Роспотребнадзор».

Переходим к заполнению бланка обращения. Вначале указывается ФИО заявителя, контакты, далее идет само обращение. Ниже есть раздел для прикрепления файла (доказательства нарушения потребительских прав). Когда все готово, осталось нажать «Отправить».

Важно

Отправлять жалобу нужно в подразделение района, в котором проживает заявитель. Выбрать его можно в выпадающем списке соответствующего поля.

Прикрепить к документу разрешается один файл. Если для подтверждения факта нарушения необходимо предъявление нескольких фото, два разных файла (фото плюс аудиозапись, к примеру), можно создать архив. Единственное условие — он не должен превышать 5 МБ.

Помимо официального сайта функционирует общественная приемная Роспотребнадзора для очного приема граждан. Компетентные специалисты ведут прием рядовых потребителей, ИП, юридических лиц по будням дням в часы, установленные графиком работы учреждения.

Предварительная запись не требуется, граждане приглашаются в кабинет в порядке живой очереди. При себе необходимо иметь паспорт или другое удостоверение личности.

Сотрудник приемной Роспотребнадзора вправе попросить предоставить материалы, подтверждающие обоснованность претензии.

В большинстве случаев (когда не требуется проверка) посетитель получает ответ в устной форме. Информация о гражданине, суть претензии и другие нюансы записываются в специальном журнале.

Если проблема посетителя не относится к компетентности Роспотребнадзора, его перенаправят в нужное учреждение.

Важно

Сотрудник общественной приемной вправе отказать посетителю в рассмотрении вопроса и помощи в решении проблемы, если гражданин ранее обращался с данной жалобой и получил ответ.

На сайте Роспотребнадзора имеется раздел, посвященный общественной приемной граждан. Узнать график приема специалистов и другую полезную для посетителя информацию можно тут. Адреса подразделений Роспотребнадзора в регионах можно найти здесь.

  • Горячая линия Роспотребнадзор (бесплатный телефон 8800 по всей России), единый центр консультаций (круглосуточно):
  • 8-800-555-49-43
  • Телефон горячей линии Роспротребнадзор (справочная служба центрального аппарата) по всей России (бесплатный) по общим вопросам:

Источник: https://bukvaprava.ru/kuda-obratitsya-po-pravam-zaschity-potrebitelya/

Ссылка на основную публикацию