Права детей сирот: защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Государство, руководствуясь принципом защиты детей и необходимостью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, полноценного развития всех сфер их жизни – физической, психической, социальной и духовно-нравственной, предоставляет соответствующие гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения достойных условий жизни, достойного образования и мер защиты здоровья.

Данные гарантии предусматриваются законодательством субъектов РФ и, кроме обозначенных выше сфер жизни, осуществляются также для обеспечения детям достойных условий труда, защиты их прав и законных интересов в суде, для обеспечения их жильем и предоставления льгот при уплате налогов и сборов. Рассмотрим виды гарантий, предоставляемых детям-сиротам и детям без попечения родителей.

Права детей сирот: защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Гарантии обеспечения условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Гарантия права на устройство в семью на воспитание

Дети указанной категории могут реализовать данное право следующими способами:

  • Дети до 14 лет имеют право на устройство в семью под опеку, в приемную семью или патронатную семью;
  • Дети от 14 до 18 лет имеют право на устройство в семью под попечительство, в приемную семью или патронатную семью;
  • Устройство в семью на воспитание (усыновление или удочерение);
  • До момента реализации данного права, если возможности организовать прием в семью пока нет, детям гарантируется временное пребывание в организации для детей-сирот, согласно СК РФ (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1), а также ст. 12 Закона г. Москвы № 12 от 14 апреля 2010 г.

При этом Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145) не допускает для братьев и сестер усыновление или передачу под опеку разным лицам, за исключением случаев, когда такое разделение отвечает интересам детей.

Также Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145) гарантирует учет мнения ребенка при передаче его в семью под опеку и попечительство. С момента, когда ребенку исполнится 10 лет, получение его согласия при усыновлении или передаче под опеку и попечительство обязательно.

Также Семейный кодекс РФ гарантирует сохранение тайны усыновления (см. ст. 139). Разглашение тайны усыновления влечет за собой уголовную ответственность по ст. 155 УК РФ.

2. Гарантии, сохраняющиеся для ребенка при устройстве его в семью на воспитание

Ребенок, получивший в связи со смертью родителей право на получение пенсии и соответствующих пособий, согласно СК РФ (п. 1 ст. 137, ст. 138), сохраняет это право и после усыновления, если на момент усыновления право действовало.

Права, которые сохраняются за детьми, перешедшими под опеку или попечительство, гарантируются в соответствии с СК РФ (п. 1 ст. 55, ст. 148) и с Постановлением Правительства РФ № 548 от 28 июня 2013 г.. К таким правам относятся:

  • Право на общение со своими родственниками;
  • Право на получение алиментов, денежных пособий и социальных выплат;
  • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Если данные права у ребенка отсутствуют, ему гарантируется право на получение жилого помещения и право на регистрацию в нем согласно жилищному законодательству и условиям договора социального найма жилого помещения;
  • Право на содержание. Размер и порядок выплаты содержания определяется требованиями законодательства субъектов РФ. Средства на содержание выделяются и выплачиваются ежемесячно, если только опекуны и попечители не назначаются по заявлению родителей ребенка.

3. Гарантии, которые имеют воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенок, для которого на настоящий момент нет возможности для передачи его на воспитание в семью, имеет гарантию направления в организацию для детей-сирот, находящуюся ближе всего к его месту жительства.

В некоторых случаях, например, когда привычная социальная среда оказывает на ребенка негативное воздействие или если в субъекте РФ, в котором проживает ребенок, такая организация отсутствует, согласно с п. п. 17, 18 Положения, Утвержденного Постановлением Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 г.

, организация для детей-сирот, в которую будет направлен ребенок, может находиться в другом субъекте РФ.

Дети, являющиеся братьями, сестрами или имеющие другую родственную связь, будут направлены в одну организацию для детей-сирот и размещены в одной группе, если только это не противоречит их собственным интересам (см. п. 16 Положения № 481).

Дети, направленные на воспитание в организацию для детей-сирот, сохраняют право на полное обеспечение со стороны государства, в том числе право на бесплатное питание, одежду, обувь, бесплатное общежитие, медицинское обслуживание, образование и мягкий инвентарь, согласно п. 26 Положения № 481).

Кроме данных гарантий, организация для детей-сирот гарантирует обеспечение необходимых условий для общения детей со своими родственниками, если только это общение не противоречит законным интересам детей и не запрещено органами опеки и попечительства. Согласно п.

49 Положения № 481 и Письму Минобрнауки № 07-3446 от 15 августа 2016 г.

общение детей, находящихся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть разрешено в том числе и с родителями, ограниченными в родительских правах или лишенными родительских прав, если только органы опеки и попечительства дали согласие на это общение и оно не влияет на ребенка негативно.

Права детей сирот: защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Ребенок, находящийся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть передан временно, на срок не более 3 месяцев в семью. Этот срок в соответствии с СК РФ (п. 4 ст. 155.2) и п. 4 Правил, утв.

Постановлением Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г.

может быть увеличен до полугода, но только в исключительных случаях, например, для прохождения курса лечения или при выезде на отдых или на каникулы на территории Российской Федерации.

Гарантии в области получения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии детям в области образования установлены в следующих законодательных актах:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ч. 5 ст. 36, ч. 5, 7-9 ст. 71, ч. 6 ст. 86, ч. 14 ст. 108);
  • Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 г. (ст. ст. 8 и 15);
  • Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (ст. 6);
  • Нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1117 от 18 сентября 2017 г.;
  • Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1116 от 18 сентября 2017 г. (п. 3 и 4);
  • Вопросы № 25-29 в Информации Минюста РФ от 20 июля 2015г.

Среди этих гарантий следующие:

  1. Право на получение образования за счет бюджета (однократно) по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих в очной форме обучения;
  2. Право на получение второго среднего профессионального образования за счет бюджета по программам профессиональной подготовки по профессиям квалифицированных рабочих должностей и должностям служащих в очной форме;
  3. До завершения обучения по основным общеобразовательным программам или по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих за счет бюджета ребенок сохраняет право на полное государственное обеспечение;
  4. Ребенок, обучающийся по общеобразовательной программе в очной форме, имеет право на выплату социальной стипендии от государства и ежегодного пособия в размере трехмесячной стипендии на приобретение учебников и письменных принадлежностей;
  5. Если ребенок берет по медицинским показателям академический отпуск, ему гарантировано сохранение стипендии и полного государственного содержания на весь период отпуска;
  6. Дети, обучающиеся по общеобразовательной программе, имеют право на получение полной заработной платы, начисленной в период прохождения производственной практики и производственного обучения;
  7. Если ребенок имеет среднее общее образование, ему гарантировано право на прием в подготовительные отделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования за бюджетный счет;
  8. Преимущественное право поступления в учреждения, обучающие граждан по общеобразовательным программам среднего и общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами обучения для подготовки к военной или государственной службе, а также к службе в рядах казачества;
  9. Если ребенок успешно проходит вступительные экзамены, он имеет преимущественное право на поступление на обучение за бюджетный счет в образовательную организацию по программе бакалавриата или специалитета. (До 1 января 2019 г. зачисление на обучение по данным программам происходит в рамках установленных квот);
  10. Гарантия бесплатного проезда на городском общественном транспорте, пригородном и внутрирайонном (для сельской местности) транспорте, кроме такси. Один раз в год ребенок имеет право на бесплатный проезд к месту учебы и обратно в соответствии с законами субъектов РФ;
  11. Выпускники организаций для детей-сирот и организаций, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучались очно за бюджетный счет, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета по установленным нормам одеждой, обувью, постельным бельем, мебелью и единовременным денежным пособием не менее 500 руб.;
  12. Для Москвы детям-сиротам также гарантировано устройство в дошкольные образовательные учреждения вне очереди, бесплатное дополнительное образование в художественных, музыкальных, спортивных и других образовательных организациях дополнительного образования, а также бесплатное питание в образовательных учреждениях и бесплатное посещение спортивных учреждений и организаций культуры в г. Москве.

Гарантии в области здравоохранения для детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот

Гарантии в здравоохранении предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Приказом ФСБ РФ № 73 от 16 февраля 2012 г., ст. 11 Закона № 61, ст. 7 Закона № 159-ФЗ и Ответами на вопросы граждан, связанными с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ответы № 30 и 31):

1. Гарантии на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным законодательством:

  • Проведение диспансеризации;
  • Проведение регулярных медицинских осмотров;
  • Проведение оздоровления;
  • Высокотехнологичная медицинская помощь;
  • Лечение за границей РФ

2. Гарантии на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей, а при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные организации с обеспечением бесплатного проезда к месту отдыха или лечения и обратно;

Права детей сирот: защита прав детей оставшихся без попечения родителей

3. Для Москвы дети в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования гарантировано получают бесплатные медицинские препараты по назначению врача.

Гарантии в трудовой сфере для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии по труду, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определены в Трудовом Кодексе РФ (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 81), Федеральном Законе № 159-ФЗ (ст. 9), Законе № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (ст. 34.1) и в Законе № 61 (ст. 14):

  1. Гарантия проведения профессиональной ориентации и диагностики профпригодности органами службы занятости для детей в возрасте от 14 до 18 лет с учетом состояния здоровья;
  2. Если ребенок зарегистрирован в службе занятости, ищет работу впервые и проходит профессиональное обучение по направлению службы занятости, во время обучения ему гарантированно выплачивается пособие по безработице и стипендия. Пособие выплачивается в течение полугода, размер пособия соответствует среднему уровню заработной платы в данном субъекте РФ. Стипендия при обучении ребенка по направлению службы занятости выплачивается в таком же размере;
  3. Если ребенок-сирота попадает под сокращение штатов или увольнение в связи с ликвидацией предприятия, ему гарантировано профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет работодателей или из правопреемников;
  4. В Москве образовательные учреждения, в которых проходили обучение дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны оказать своим выпускникам содействие в трудоустройстве.
Читайте также:  Лишение водительских прав за наркологическое опьянение: порядок прохождения медицинского освидетельствования, размер штрафа

Какие гарантии в судопроизводстве предусмотрены для детей-сирот

Кроме предоставления гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В соответствии с Федеральным Законом № 159-ФЗ (ст. 10) и законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантирована бесплатная юридическая помощь.

Какие гарантии имеют дети-сироты и дети без попечения родителей в области налогообложения

Налоговый кодекс РФ предусматривает в п. 26 ст. 217, п. 3 ст. 333.29 и пп. 9 п. 3 ст. 333.35 следующие льготы по уплате налогов и сборов для детей рассматриваемой категории:

  • Доходы, получаемые детьми в виде благотворительной помощи, независимо от того, из какого источника они поступили, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц;
  • При оформлении паспорта гражданина РФ и при приеме в гражданство России дети-сироты освобождены от уплаты государственной пошлины;

Налоговый Кодекс РФ в абз. 2 п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 предусматривает возможность установления дополнительных налоговых льгот, например, освобождение от уплаты налога на землю или полное освобождение от уплаты НДФЛ за счет регионального бюджета в соответствии с местным законодательством.

Мы перечислили примерный перечень социальных гарантий, установленный для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей федеральным законодательством. Кроме этого, местное законодательство субъектов РФ может предусматривать дополнительные меры поддержки в области законодательства для данной категории граждан.

Например, в Москве в качестве таких дополнительных мер предоставляется единовременная компенсационная выплата, которая выплачивается детям по окончании пребывания в специализированных учреждениях г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер этой выплаты в соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 составляет 24 000 руб.

Такая же выплата предусмотрена при окончании нахождения в приемной семье, на патронатном воспитании и при прекращении попечительства по достижении ребенком возраста 18 лет.

Источник: https://www.mamajurist.ru/opekunstvo-i-usynovleniye/sotsialnaya-podderzhka-detey-bez-popecheniya-i-sirot/

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Семейное право » Опека и усыновление » Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.

Содержание

Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей.

Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой. 

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки.

Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой.

Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

Как можно ли наказать женщину если она оставляет детей на всю ночь ,при том что один больной. И подбивает чужую семью . А она уже состоит на учете у соц службы. Соц службы должны на это реагировать?

Лилиана16.01.2019 00:18

Добрый день!Обратитесь в полицию. Положение ст. 5.35 КоАП РФ гласит:»Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей». 

Сайботалов Вадим Владимирович08.02.2019 14:34

Задать дополнительный вопрос

Вы вправе обратиться в дежурную часть ближайшего отдела полиции с письменным заявлением или устным сообщением по телефону. Ваше заявление или сообщение обязаны принять, зарегистрировать и рассмотреть в установленные законом сроки, после чего вынести законное и обоснованное решение.

Федорова Любовь Петровна09.02.2019 10:25

Задать дополнительный вопрос

Каким образом защищают права детей оставшихся без попечения родителей ? И как можно нарушить права детей оставшихся под опекой ?

Василий20.10.2018 15:42

Добрый день! Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки.

Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой.

Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями: в процессе судебного разбирательства; впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование.

Это одна из основных гарантий, предоставляемых государством. При этом получить среднее образование можно совершенно бесплатно. Для детей, живущих без опеки родителей, любые медицинские услуги и препараты бесплатны. Операции проводятся за счет государства.

Также они могут посещать спортивно-оздоровительные лагеря или санаторно-курортные заведения, если к этому есть соответствующие показания.Все граждане нашей страны имеют право на жилье. Квартира или дом, условия в которых соответствуют установленным нормам, должны быть у каждого. Жилищные права детей-сирот строго регламентированы законом.

 Помимо сохранения или предоставления недвижимости представители рассматриваемой категории лиц нуждаются в защите своих законных интересов, связанных с иными вещами. При на рушении прав сирот следует ответственность.Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «Сервиса бесплатных юридических консультаций».

Читайте также:  Возврат денег за непоставленный товар: алгоритм, сроки, образец письма

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Мальцева Лариса Степановна20.10.2018 20:04

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Колпакова Галина Юрьевна21.10.2018 10:10

Задать дополнительный вопрос

меня пытаются увести насильно домой ,хочу остаться здесь ,я на больничном. в школу меня отправят в понедельник.мне 16 лет я под опекой.что делать? ехать не хочу

Екатерина20.09.2018 15:28

Добрый день! Согласно ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Поэтому Вы обязаны вернуться домой.

Карпов Михаил Викторович21.09.2018 17:29

Задать дополнительный вопрос

Согласен с коллегой,ознакомьтесь с данной статьей.

Андриянов Максим Николаевич21.09.2018 07:15

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/zashita-prav-interesov-detei-bez-popecheniya.html

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты



Сиротство остается одной из самых сложных общемировых социальных и научных проблем. В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших, привлекающей к себе внимание широкой общественности.

Экономический кризис и проблемы в социальной сфере отразились почти на каждой российской семье, а, следовательно, и на детях. Экономический кризис пагубно влияет, в первую очередь, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют следующие неблагоприятные показатели:

  • 1) рост числа бедных семей в стране,
  • 2) увеличение числа брошенных детей, и детей, оставшихся без попечения родителей,
  • 3) постоянное увеличение совершаемых несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
  • 4) растет число несовершеннолетних, убегающих из дома в поисках лучшей жизни.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (согласно ст. 7 Конституции РФ).

В рамках реализации государственной политики в интересах детей большое внимание уделяется защите их конституционного права на жилище, в особенности детей-сирот и других детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

С принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (закон вступил в силу 1 января 2013 г.) изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот [5].

В соответствии с новым законом, жилые помещения предоставляют детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений (срок действия такого договора — 5 лет), а не по договорам социального найма, как это было раньше. По истечении срока договора (5 лет) жилое помещение переходит в бессрочное пользование гражданина на условиях социального найма.

Абзац о внеочередном предоставлении жилья, как это было принято ранее, исключен из жилищного кодекса.

Следовательно, согласно данному закону, исключена возможность приватизации, передачи жилого помещения по любым сделкам, а также выселение нанимателя во избежание случаев мошенничества и других нарушений, давая возможность детям-сиротам адаптироваться к взрослой жизни. Помимо этого, по новым правилам жилые помещения должны предоставляться в виде благоустроенных жилых домов и квартир. Раньше же имела место быть практика вселения детей-сирот в коммунальные квартиры.

Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это одна из наиболее остро стоящих проблем не только для нашего государства, но и для многих других.

Так как данная категория граждан не имеет достаточной поддержки со стороны близких и родственников, государство берет на себя особые обязательства по обеспечению их необходимыми материальными благами, обязуясь выполнять заявленные в национальном законодательстве гарантии исполнения прав и свобод граждан.

Несмотря на наличие указанных правовых гарантий, наблюдаются устойчивые негативные тенденции в сфере соблюдения жилищных прав несовершеннолетних.

Особую обеспокоенность вызывает значительное число нарушений прав детей-сирот. Не случайно, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 5 мая 2013 г., Президент РФ В. В. Путин отметил серьезность проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Вопросы защиты жилищных прав вышеуказанной категории детей особенно актуальны и требуют изучения.

Способы защиты гражданских прав различны и указаны в ст. 12 ГК РФ [1]. Можно выделить и способы защиты имущественных прав несовершеннолетних, которые могут осуществляться следующими способами:

1) лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ),

2) отмены усыновления (ст. 140,141 СК РФ),

3) взыскания алиментов (ч. 2 ст. 80 СК РФ, ст. 106 СК РФ),

4) отступление от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества исходя из интересов детей (п. 2 ст. 39 СК РФ),

5) признание недействительными соглашений об уплате алиментов,

6) неустойка (ч. 2 ст. 115 СК РФ),

7) возмещение убытков, не покрытых неустойкой (ч. 2 ст. 115 СК РФ) [5].

  1. Защиту жилищных прав осуществляют путем [3]:
  2. 1) признания права на жилье;
  3. 2) восстановления положения, которое существовало до нарушения права:
  4. а) устранение причин правонарушения;
  5. б) прекращение нарушений прав;
  6. в) предупредительные меры со стороны уполномоченных органов;
  7. 3) признания судом недействующим правового акта, который нарушает права граждан;
  8. 4) неприменения судом нормативных правовых актов, которые не подлежат применению;
  9. 5) прекращения или изменения жилищных правоотношений;

6) применения иных способов (возмещение убытков и взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.).

В соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 11.ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется как судом, так и в административном порядке. В зависимости от правового положения детей и целей судебной защиты, можно выделить следующие средства судебной защиты:

1) учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при разрешении отдельных вопросов, которые связаны с его интересами,

2) заключение органа опеки и попечительства.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.

1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры в порядке выполнения надзорных функций вправе требовать от руководителей, других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, сведений о порядке учета и распределения жилья; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не может сам обратиться в суд [2].

  • В компетенции прокуратуры находится защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за деятельностью законных представителей детей и деятельностью органов опеки и попечительства.
  • В соответствии с данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации [4, с.4–5]:
  • 1) в 2012 г. прокурорами выявлено 43 826 нарушений жилищных прав детей-сирот,
  • 2) в 2013 г. обнаружено 29698 нарушений,

3) в 2014 г. — 36 510 подобных нарушений.

Число лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете на получение жилого помещения, каждый год увеличивается [4, с.4–5]. К примеру:

1) в 2012 г. число таких детей составляло 96 614,

2) в 2013 г. — 104 094 человек,

3) в 2014 г. — достигло показателя 115 9492 человек.

Органы прокуратуры каждый год рассматривают более 200 000 обращений по фактам нарушений жилищного законодательства (исключением стал 2014 г. — более 120 000 обращений). Среди таких обращений, значительную долю составляют жалобы на нарушения жилищных прав детей.

Значительное число нарушений в рассматриваемой сфере допускается органами государственной власти и местного самоуправления, которые призваны в силу закона защищать жилищные права детей-сирот.

Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, что обусловлено усиленной защитой жилищных прав несовершеннолетних на международном и национальном уровне, повышенной социальной значимостью обеспечения права на жилище несовершеннолетних как наиболее уязвимой социальной группы населения, неудовлетворительным состоянием законности в этой сфере правоотношений, несовершенством действующего законодательства, отсутствием единства практики применения федеральных законов.

Вместе с тем выполнению стоящих перед прокурорами в этой сфере задачи реализации предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1«О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, которые направлены на защиту нарушенных жилищных прав несовершеннолетних, препятствуют [2, с.6]:

  1. 1) несовершенство законодательства (особенно регионального),
  2. 2) отсутствие единства правоприменения федерального законодательства,
  3. 3) должное методическое и научное обеспечение прокурорской деятельности.

Самостоятельное осуществление ребенком права на защиту связано с признанием ребенка полностью дееспособным. Однако законодательством указаны случаи, когда право на защиту в том или ином объеме может осуществляться лицом до 18-летнего возраста.

Один из основополагающих принципов жилищного законодательства — это судебная защита жилищных прав. Защита прав в судебном порядке предусмотрена ч. 1 ст.46 Конституции РФ.

Судебная защита является конституционным правом граждан РФ, в том числе и детей, которое в свою очередь, означает право на обжалование в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по защите прав и свобод человека. Несовершеннолетний имеет право самостоятельно обращаться в суд при достижении 14-летнего возраста.

В отличие от гражданского, семейный кодекс не содержит перечня способов защиты прав граждан, в том числе детей-сирот. В ст. 8 СК РФ только указано то, что защита семейных прав осуществляется способами, которые предусмотрены СК РФ [4]. Следовательно, защита семейных прав ребенка, как и гражданских, осуществляется путем их:

  • 1) признания,
  • 2) восстановления
  • 3) применения мер ответственности к виновным лицам.
  • Таким образом, под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка (в том числе и детей-сирот) необходимо понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельности судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, путем применения способов защиты, которые предусмотрены гражданским и семейным законодательством.
  • Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/112/28353/

Защита имущественных прав детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей

Садыков Р.М.1

  • 1Кандидат социологических наук, доцент, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
  • ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Аннотация

Рассматривается проблема обеспеченности жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации как фактор социальной устойчивости общества. Приводятся статистические показатели обеспеченности детей-сирот жилыми помещениями по субъектам Российской Федерации.

Определены технологии решения жилищных проблем детей-сирот. Рассматривается опыт Республики Башкортостан в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализируется республиканская целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ключевые слова: дети-сироты, жилищные проблемы детей-сирот, жилищные условия детей-сирот, обеспечение жильем детей-сирот.

Sadykov R.M.1

  1. 1Candidate of Sociological Sciences, Institute of social and economic researches of Ufa scientific centre of Russian academy of sciences
  2. PROTECTION OF PROPERTY RIGHTS OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT CARE PARENTS
  3. Abstract

The author describes the problem of housing for orphans and children left without parental care in the Russian Federation as a factor of social cohesion. The article presents statistical indicators of security of orphans living quarters on the subjects of the Russian Federation.

Читайте также:  Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

The technologies of  solving housing problems of orphans are identified. The experience of the Republic of Bashkortostan in the provision of living accommodation for orphans and children left without parental care is shown in the article.

The republican target program «Ensuring the living quarters of orphans and children left without parental care» is analyzed.

Keywords: orphans, housing problems of orphans, living conditions of orphans, providing housing for orphans.

Одной из основных проблем в области социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты их имущественных прав, требующих первоочередного решения, остается обеспечение таких детей жилыми помещениями [1,3].

Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены статьями Федерального закона от 21 декабря 1996 г.

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями принят Федеральный закон от 29 февраля 2012г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий новый порядок предоставления жилья [6].

Федеральным законом уточняется порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, в том числе предусматривается создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда, предназначенного только для обеспечения жильем детей-сирот, предоставление права на обеспечение жильем детям-сиротам, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющиеся у них жилые помещения, а также сохранение за лицами из числа детей-сирот, достигшими возраста 23 лет, права на предоставление жилого помещения до их фактического обеспечения.

Наибольшее количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями в 2012 году (свыше 400 человек), проживает в 19 регионах, в том числе в Пермском крае (1 562 человека), в Краснодарском крае (1 107 человек), Республике Башкортостан (792 человека), Ставропольском крае (754 человека).

Однако, несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не решена.

Принимая во внимание стоящую перед многими регионами проблему своевременного обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, изменена методика распределения субсидий из федерального бюджета, в которой учитывается общая численность лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 18 лет и старше, включенных в список на получение жилого помещения на конец отчетного финансового года по данным форм статистического наблюдения, а не только тех, у которых право на предоставление жилого помещения возникает в текущем году, как было ранее. Данные изменения позволяют увеличить финансовую помощь субъектам Российской Федерации, имеющим значительную задолженность по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа, и при формировании региональных бюджетов предусматривать в них средства, достаточные для выполнения условий софинансирования и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации с начала 2013 года в силу вступили новые дополнения к Федеральному закону №15, в соответствии с которым жилье предоставляется сиротам по срочным договорам найма, а после 5-ти лет использования – по договору социального найма.

К тому же, новый закон исключает возможность приобретения квартир, комнат общежития или других жилых помещений в собственность [6]. Данная норма призвана оградить сирот от действий квартирных мошенников. Ведь известны неединичные случаи преступных действий по отношению к бывшим воспитанникам интернатов и детских домов.

В соответствии с нормами законопроекта, запрещено вселять сирот в те квартиры, в которых проживают их родители, которые были лишены родительских прав, или люди с тяжелыми формами хронических заболеваний, поэтому следует ожидать, что количество нуждающихся значительно увеличится.

Большое значение для детей-сирот, имеет и пункт, запрещающий выделять им комнаты в общежитиях или другое жилье, не соответствующее установленным санитарным и техническим нормам.

В Республике Башкортостан в 2013 году утверждена республиканская целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013–2015 годы [4].

Целью программы является выполнение государственных гарантий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В Республике Башкортостан более четырёх тысяч обездоленных детей не имеют жилья. Число сирот, нуждающихся в жилье, с каждым годом увеличивается примерно на 20%.

Увеличение количества нуждающихся в жилье сирот связано с отсутствием должного контроля со стороны органов местного самоуправления за сохранностью закрепленного за детьми-сиротами жилья, в результате чего такие жилые помещения приходят в негодность и не могут быть использованы для дальнейшего проживания [5].

В 2011 году по республике на учет поставлено 871 лицо из числа детей-сирот, из них по причине непригодности закрепленных жилых помещений – 195 сирот.

Таблица 1 – Динамика численности детей сирот по обеспечению жилыми помещениями за 2011-2013 года в Республике Башкортостан

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Общее количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, человек 19 300 18 638 18 336
Подлежат обеспечению жильем, человек 3 286 3 386 3 583
в % от общего числа 17 18,2 19,5
Имеют право на получение жилья, человек 1 211 1 170 1 759
в % от общего числа 6,27 6,28 9,6
в % из подлежащих обеспечению жильем 36,85 34,6 49,1
Получили жилье, человек 595 603 630
в % от общего числа 3 3,2 3,4
в % из подлежащих обеспечению жильем 18,1 17,8 17,5
в % от имеющих право на получение жилья 49 51,5 35,8

Судя по таблице 1 наблюдается ежегодный рост количества детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, подлежащих обеспечению жильем. На 2013 год их количество составляет практически 1/5 часть из общего количества сирот.

Так же ежегодно увеличивается количество получивших право на получение жилья, то есть тех, кому уже исполнилось 23 года. К 2013 году их количество увеличилось на 33% и составило практически половину из имеющих право на получение жилья.

Положительная тенденция роста наблюдается среди количества сирот получивших жилое помещение. Но ежегодно только около трех процентов детей сирот из общего количества получают жилье и всего лишь 17–18% из подлежащих на получение жилья, получают его.

Таким образом, ежегодно нарушаются права на получение жилья половины детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших право на имущество и жилое помещение.

В современных условиях жилищную проблему детей-сирот предлагается решать также с помощью предоставления социальных гостиниц – специализированных учреждений, предназначенных для временного проживания выпускников учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Такие гостиницы создаются не только как место проживания сирот, они помогают их социальной адаптации, где бывшим воспитанникам детских домов оказывается психологическая поддержка, помощь в трудоустройстве, осуществляется их подготовка к самостоятельной жизни.

Помимо всего прочего, в подобных социальных гостиницах проживающим молодым людям оказывается поддержка в создании семьи и предоставляется помощь в воспитании детей.

Кроме того, в таких учреждениях могут временно проживать не только выпускники интернатов, но и молодые люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, нуждающиеся в социально-правовой и психологической поддержке и помощи.

Организация социальных гостиниц является выходом из сложившейся ситуации, поскольку в таких учреждениях будет достаточное количество мест для временного проживания большей части нуждающихся в жилье сирот.

Социальные гостиницы представляют собой временное общежитие, необходимое для того, чтобы сироты, лишённые жилплощади, имели право на временное проживание.

Жилая площадь в предлагаемой гостинице, в первую очередь, будет предоставляться  сиротам, которые уже обзавелись  семьей и детьми; во-вторых, тем, кто несколько лет стоит в очереди на получение жилья; в-третьих, сиротам, заканчивающим учебные заведения и, следовательно, лишающимся возможности проживания в предоставляемых общежитиях; и конечно, тем, кому абсолютно негде жить. К сожалению, на сегодняшний день число социальных гостиниц в России невелико, поэтому вместить всех детей-сирот, закончивших интернаты, те не могут.

Помимо социальных гостиниц, в большинстве случаев выпускникам детских домов предоставляются комнаты в общежитиях или коммунальных квартирах. Иногда могут быть выделены отдельные квартиры из специального муниципального жилищного фонда.

В современных условиях перспективы развития детей будут зависеть от того, насколько успешно проводится работа по их защите и поддержке семей, воспитывающих детей [2].

Следовательно, для осуществления позитивной государственной политики в отношении детей необходимо поставить перед обществом и государством ряд целей.

Во-первых, политические решения нужно принимать в соответствии с правами детей, предусмотренными Конституцией РФ, необходимо упрочить основные гарантии прав и законных интересов детей, а также необходим механизм, восстанавливающий их права в случае нарушений.

Во-вторых, следует формировать правовые основы гарантий прав ребёнка. В-третьих, политику в отношении детства необходимо проводить таким образом, чтобы содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества.

Литература

  1. Большакова Н.Л., Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Сиротство как социальная проблема современной России / Монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014г. – 200 с.
  2. Мигунова Ю.В., Моисеева Т.П. Детская безнадзорность в России / Монография. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. – 156 с.
  3. Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Современное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях экономического кризиса // Региональная экономика: взгляд молодых. Труды молодых ученых и специалистов. – Выпуск 11. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2014. С. 174–182.
  4. Республиканская целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013–2015 года.
  5. Садыков Р.М. Технологии решения жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Башкортостан //Материалы VII Всероссийской научно-практической internet-конференции «Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем». – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2013. С. 230–232.
  6. Федеральный закон № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

References

  1. Bolshakova N.L., Migunova Ju.V., Sadykov R.M. Sirotstvo kak socialnaja problema sovremennoj Rossii / Monografija. – Ufa: RIC BashGU, 2014g. – 200 s.
  2. Migunova Ju.V., Moiseeva T.P. Detskaja beznadzornost v Rossii / Monografija. – Ufa: ISJeI UNC RAN, 2010. – 156 s.
  3. Migunova Ju.V., Sadykov R.M. Sovremennoe polozhenie detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej v uslovijah jekonomicheskogo krizisa // Regionalnaja jekonomika: vzgljad molodyh. Trudy molodyh uchenyh i specialistov. – Vypusk 11. – Ufa: ISJeI UNC RAN, 2014. S. 174–182.
  4. Respublikanskaja celevaja programma «Obespechenie zhilymi pomeshhenijami detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej» na 2013–2015 goda.

Источник: https://research-journal.org/social/zashhita-imushhestvennyx-prav-detej-sirot-i-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej/

Ссылка на основную публикацию