Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

  • Заявления.
  • Предложения.
  • Жалобы.

Порядок обращения

Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Порядок рассмотрения

Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно.

При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения.

Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан.

В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Компетенция различных госорганов

Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа. Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения. Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление.

При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов.

В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей.

Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой.

Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

Органы государственной власти РФ

Источник: https://myjus.ru/konstitucionnoe-pravo/obrashhenie-grazhdan-v-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

В какой орган обращаться, если ваши права нарушены?

Права каждого гражданина могут быть нарушены. В этой ситуации необходимо понимать куда обращаться? В России огромное число контролирующих органов власти, всевозможных служб, комитетов и департаментов. Жалобу можно адресовать в Роспотребнадзор, Прокуратуру, Полицию или в Суд. Давайте разберемся, куда именно необходимо обращаться.

  • Сразу скажу, что я не буду переписывать здесь все полномочия органов власти, а попробую указать наиболее востребованные функции органов власти. Начнем!

Роспотребнадзор

Этот орган власти следит за санитарно-эпидемиологическим благополучием и защитой прав потребителей. Любые нарушения прав потребителей — это компетенция Роспотребнадзора. Это орган власти может составить протокол об административном правонарушении в отношении недобросовестных предпринимателей, которые оказывают услуги населению.

Если на улице прорвала канализацию, в кафе бегают тараканы и крысы или вам продали некачественный товар и не хотят осуществить возврат денег — обращайтесь в Роспотребнадзор!

Роспотребнадзор действует как федеральный орган государственной власти на основании Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)».

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей 

Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

Жилищная Инспекция

Жилищная инспекция борется с недобросовестными работниками сферы коммунальных услуг, осуществляет государственный жилищный надзор. Если управляющая компания или ТСЖ нарушают права жильцов, то в большинстве случае необходимо обращаться именно в Жилищную инспекцию. Кроме того, инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. 

В этот орган власти можно обращаться во всех случаях когда нарушаются права жильцов.

Основными задачами инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства.

Трудовая Инспекция

Федеральный орган по труду и занятости защищает права трудящегося народа. Если человека незаконно уволили или работодатель удерживает трудовую книжку или иным образом нарушает трудовое законодательства, то необходимо обращаться в Трудовую инспекцию.

Трудовая инспекция защищает трудовые права граждан, её деятельность должна быть нацелена на обеспечение достойного труда граждан, обеспечение социальных и трудовых гарантий.   

Роскомнадзор

Если кто-то незаконно использует или обрабатывает ваши персональные сведения, то вам необходимо обратиться в Роскомнадзор. Кроме того, Роскомнадзор осуществляет блокировку интернет страниц. Блокировку мессенджера «Телеграм» также осуществлял Роскомнадзор. 

Кроме того, Роскомнадзор ведет реестр нарушителей авторских прав и реестр запрещенной информации.

Один мой знакомый успешно использовал механизм обращения в Роскомнадзор в связи с незаконным использованием оператором «городской парковки» его персональных данных при привлечении его к ответственности за неуплату городской парковки. 

Центральный Банк

В Центральный банк можно обращаться с жалобой на страховую компанию или на коммерческие банки.

Согласитесь, что обычному гражданину неочевидно, что можно обратиться в Центральный Банк в связи с недобросовестной деятельностью страховых компаний или коммерческих банков. Тут необходимо вспомнить, что именно Центральный банк регулирует деятельность страховых компаний и коммерческих банков. 

  • Именно Банк России устанавливает правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 
  • Банк России осуществляет выдачу и прекращение действия лицензии на осуществление банковской деятельности. Фактически, если ЦБ прекратит действие лицензии коммерческого банка, это приведет к банкротству этого коммерческого банка. Таким образом ЦБ стремится максимально быстро отреагировать на «тревожные сигналы» и своевременно начать процедуру банкротства.   

Прокуратура

Прокуратура выступает универсальным органом власти, куда можно адресовать свое обращение в связи с нарушением закона со стороны органов власти или частных лиц. 

  • Про обращение в органы прокуратуры я писал отдельную статью. Читайте здесь

Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

Конечно у работников прокуратуры огромное количество задач, но если выразить функционал прокуратуры максимально обывательским способом, то я бы сказал так: 

Прокуратура — это надзорный орган власти, который осуществляет функцию надзора за исполнением законодательства на территории РФ. 

Полиция

В полицию нужно обращаться для того, что бы быстро пресечь противоправные действия со стороны нарушителя. Полиция по идее должна быть самым быстродействующим органом власти. 

Читайте также:  Можно ли претензию направить по электронной почте? рассмотрим нюансы

Полиция обеспечивает безопасность граждан, осуществляет преследование правонарушителей и пресекает правонарушения в рамках своей компетенции. 

  • Для гражданина полиция — это самый понятный и знакомый орган власти. 

Судебные органы

Суд также является универсальным органом государственной власти, который призван осуществлять правосудие от лица государства. Для того, что бы обратиться в суд в гражданском или административном (по правилам Кодекса об административных правонарушениях) порядке необходимо наличие факта нарушения прав или законных интересов. 

Про суд можно писать много, эта тема заслуживает отдельной статьи или серии статей. При обращении в суд желательно привлекать юристов, поскольку, как показывает практика, самостоятельно гражданину будет трудно понимать процессуальные особенности судебного процесса и тонкости правовых конструкций.  

Источник: http://igor-shibalkin.ru/v-kakoj-organ-obrashhatsya.html

Жалоба на бездействие органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

Жалобу можно подать одним из существующих способов: при личном приеме, в электронном виде или письменно. Принятые правила распространяются только на жалобы, поданные с соблюдением необходимых требований Федерального закона в отношении предоставленных муниципальных и государственных услуг.

В тексте жалобы должна содержаться информация:

  • о наименовании государственного служащего или органа, предоставившего услугу, а также должностного лица, действия и решения которого обжалуются;
  • инициалы заявителя, его место проживания, если жалоба подается физическим лицом, и юридический адрес заявителя, если речь идет о юридическом лице.
    Кроме этого необходимо указать адрес электронной почты и контактный телефон или адрес, куда необходимо отправить подготовленный ответ;
  • информация о неправомерных решениях должностного лица или государственного органа или о его бездействии на обращение;
  • обоснование, согласно которому заявитель не считает принятые решения должностного лица или государственного федерального органа правомерными и верными.
    В качестве доказательства можно представить документы, подтверждающие изложенные доводы, или их копии.

В случае если заявитель лично не может подать жалобу, предоставляется возможность сделать это доверенному лицу, обладающему такими полномочиями на основании документов или существующей должности, дающей право представлять интересы заявителя. Если доверенный человек – физическое лицо, необходима нотариальная доверенность, если юридическое лицо – доверенность, подписанная руководителем и заверенная печатью.

Жалобы в письменной форме принимаются государственными органами и структурами непосредственно в месте оказания или неоказания государственной услуги, и действия которых обжалуются.

Для приема жалоб не должно отводиться специальное время, они принимаются в рабочие часы, отведенные для предоставления госуслуги.

В случае подачи жалобы лично, во время приема, нужно предъявить паспорт, также есть возможность выслать жалобу по почте.

Существует еще один способ для подачи жалобы:

  • электронный официальный ресурс государственного органа, предоставившего государственную услугу, посредством использования сети интернет;
  • через сайт государственного Единого портала муниципальных и государственных услуг.

Если жалоба подается в электронном виде, заявителю необходимо использовать электронную подпись, ее вид утвержден законами России. В случае необходимости предоставления других документов в роли доказательства также следует передать их в электронном виде.

В этом случае посылать скан паспорта не нужно.

Жалобы рассматриваются государственным органом, действия сотрудника которого обжалуются, если же речь идет о руководителе органа, предоставившего госуслугу, то жалоба должна попасть в вышестоящий орган.

При отсутствии такового жалоба подается непосредственно руководителю государственной структуры.

Если жалоба не входит в сферу деятельности государственного органа, то в трехдневный срок ее должны передать в соответствующую структуру и информировать об этом заявителя.

Случаи, в которых гражданин имеет право обратиться с жалобой:

  • случай нарушения сроков предоставления госуслуги;
  • нарушение регистрации запроса заявителя;
  • требования предоставления дополнительных документов, не оговоренных законом;
  • отказ в предоставлении государственной услуги на основании фактов, не предусмотренных законом;
  • отказ в приеме документов, что является нарушением существующего законодательства;
  • требования оплатить государственную услугу, если это не предусмотрено нормативными актами;
  • отказ должностного лица, допустившего ошибку или опечатку, сделать исправление или волокита с проведением исправления.

Для рассмотрения жалоб в каждой государственной структуре назначаются уполномоченные лица, которые принимают, рассматривают или перенаправляют жалобы для исполнения.

Вся необходимая информация находится в местах приема жалоб, а также на портале Единых государственных услуг. Жалоба должна рассматриваться в течение пятнадцати рабочих дней с момента регистрации, если жалоба касается отказа допущенных ошибок – срок рассмотрения 5 дней.

Жалоба может быть удовлетворена, а может поступить отказ в ее удовлетворении. Если ее удовлетворяют, то заявитель получает об этом письменное уведомление.

В случае выявления нарушений принимаются меры к их устранению, в особо серьезных случаях материалы передаются в прокуратуру.

Жалоба может остаться без ответа в случае:

  • действующего решения суда по тем же основаниям, что и в жалобе;
  • подача жалобы с нарушениями подтверждения полномочий;
  • если такая жалоба уже рассматривалась, и решение было принято.

Следует аккуратно заполнять жалобу, чтобы вследствие неразборчивости инициалов заявителя, его адреса или важной части текста, она не осталась без ответа, также не следует использовать в жалобе нецензурные выражения и угрозы.

Источник: https://www.ur-assistent.ru/news/news_jaloba_na_bezdeystvie/

Как составить жалобу на органы исполнительной власти

Наверное, каждый из нас не раз сталкивался с ситуацией, когда остается лишь обращаться с жалобами на работу органов государственной власти.

К примеру, в социальной сфере особое место занимают претензии к несвоевременному предоставлению мер социальной поддержки, отсутствию консультаций по предоставлению данных мер.

Иначе говоря, граждане не получают полную информацию о имеющихся у них правах и льготах, хотя право на получение таких сведений законодательно закреплено и абсолютно бесплатно.

Далеко не все физические лица в таких случаях обращаются к руководству или в вышестоящие органы власти (к примеру, Департамент социальной защиты или в Министерство социального развития), что лишает их возможности реализовывать предоставленную законодательством социальную помощь. Далее расскажем, как составить жалобу на органы исполнительной власти

Кому подавать жалобу

Помимо этого, существует и проблема адресации: к примеру, жалоба или заявление по вопросу компенсации определенных расходов поданы в орган государственный власти, рассмотрены, а результата нет, предположим, по причине отсутствия бюджетных средств. Хотя стоило обратиться в другую организацию или объединение, и вопрос мог быть решен положительно. В подобных случаях лицо может даже не знать об альтернативе и оказаться в затруднительном положении.

Весьма характерны конфликтные ситуации с работниками органов государственной власти по предоставлению неполного комплекта документов, что приводит к обращению с индивидуальными жалобами на действия конкретного служащего. Однако подобные случаи чаще всего происходят из-за отсутствия юридической информированности граждан, которая упрощает взаимодействие с органами власти.

Обратимся к конкретному примеру: управляющие компании в сфере ЖКХ обязаны каждый месяц предоставлять в органы социальной защиты информацию в электронном виде о начислениях и оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг. В случае если управляющая компания не высылала гражданам квитанции за 2-3 месяца, а в дальнейшем выставила счет одной суммой за 3 месяца и в органы соц.

защиты также подала информацию о начислениях одной суммой за 3 месяца, то гражданам будет рассчитана компенсация некорректно. Для перерасчета граждане в индивидуальном порядке обращаются в управления социальной защиты, хотя могли бы потребовать от управляющей компании предоставления корректных сведений в органы социальной защиты, а при отказе, обратиться в органы надзора.

Право на обращение

Право на обращение с жалобами или заявлениями, как в индивидуальном порядке, так и коллективно гарантировано законом федерального уровня № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.

, однако, как и в любом другом правовом акте, в нем указана лишь общая характеристика обращений без конкретизации формулировок и компетенции.

На практике можно встретить такие случаи, когда граждане обращаются в Управления социальной защиты по вопросу Пенсионного фонда или ЖКХ. В результате, увеличиваются сроки рассмотрения обращений, что приводит к еще большему конфликту.

Поэтому для минимизации, так называемой, бумажной волокиты обращение за консультацией к профессиональным юристам – оптимальное решение.

К тому же, учитывая количество жалоб в вышестоящие органы на не профессиональность сотрудников всевозможных управлений, которые можно мотивировать различными причинами – нехватка времени, кадров, очереди, общая загруженность отделов по приему населения, имеет смысл обращаться к юристам не только для грамотного составления претензий, но и для проведения правовой экспертизы возникающего вопроса, чтобы обращаться в государственные органы с нужным пакетом документов и юридически подготовленными во избежание отказов в предоставлении услуг.

Источник: https://sevastopol-jurist.ru/kak-sostavit-zhalobu-na-organy-ispolnitelnoj-vlasti/

Органы, занимающиеся защитой прав потребителя

Статья 40. Полномочия федерального антимонопольного органа.

Статья 17. Судебная защита прав потребителей.

Способы защиты прав потребителя.

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

  • Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей.
  • Общественные организации потребителей вправе:
  • — участвовать в разработке требований по безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих эти требования;
  • — проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;
  • — проверять соблюдение прав потребителей;
  • — вносить в органы государственного управления, на предприятия, организации и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
  • — участвовать совместно с соответствующими органами государственного управления в осуществлении контроля над применением регулируемых цен;
  • — вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;
  • — предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.

  1. Если дело связано с нарушением прав потребителя, то он освобождается от уплаты пошлины по искам.
  2. Федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
  3. Этот орган направляет:
  4. В пределах своей компетенции предписания изготовителям о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены , и о приостановлении продажи товаров.
  5. Материалы о нарушении прав потребителя в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии.
  6. Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Читайте также:  Освобождение от уплаты алиментов: основания, образец заявления

Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться в суд в защиту прав потребителя в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. Может быть привлечен судом к участию в процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

3.3 Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

  • В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора при Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции:
  • устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг), снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потребителей, а также информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров (работ, услуг).
  • Координация действий органов в этой области деятельности возлагается на Госстандарт России.
  • Госстандарт России является национальным органом по сертификации товаров (работ, услуг). В соответствии с этим Госстандарт России: определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;
  1. аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;
  2. осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг);
  3. ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации,
  4. испытательных лабораторий; принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами; представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).

4.1 Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления.

  • В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
  • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
  • анализировать договоры, заключаемые продавцом с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
  • при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;
  • в случаях выявления продажи товаров не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров до представления информации или прекращать продажу товаров;
  • обращаться в суды в защиту прав потребителей.
  • Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
  • Заключение

В настоящее время в российской экономике восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г.

Значительно расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культур, финансовых, страховых услуг.

Взаимоотношение предприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т.д.

В законе «О защите прав потребителей» есть важная норма, согласно которой Правительство Российской Федерации не вправе поручать министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти принимать ведомственные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. До недавнего времени такие акты, как правило, отражали, прежде всего, интересы производителей и продавцов, что привело к ущемлению прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» позволил прекратить такую практику.

Закон снабжен нормой, устанавливающей права и обязанности изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а также изготовителя при определении гарантийного срока на товар.

Законом определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Это повышает ответственность изготовителя за соблюдением норм Закона в участии установления сроков службы и сроков годности.

Этот Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.

  1. Cписок используемой литературы:
  2. 1. Журнал «Общество и экономика», № 9-10, 1996
  3. 2. «Хозяйство и право» 1/97
  4. 3. «Хозяйство и право» 5/97
  5. 4. «Хозяйство и право» 12/96

5.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)

Источник: https://studopedia.su/17_113159_organi-zanimayushchiesya-zashchitoy-prav-potrebitelya.html

Право граждан на обращение в органы власти

Какими законодательными актами предусмотрено право гражданина на обращение в органы власти?

Статья 33 Конституции РФ гарантирует гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения в этой сфере регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [ Российская газета, 2006, 5 мая ].

Одновременно со вступлением в силу Федерального закона прекратил свое действие на территории России Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.

«О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления. На это указывает также новая редакция ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [ Российская газета, 2006, 6 декабря ].

Федеральный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Речь идет о рассмотрении обращений граждан в Конституционном Суде РФ, правоохранительных органах, судах общей юрисдикции, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и др.

Что понимается под обращением гражданина? В чем отличие жалобы от заявления?

  • Под обращением гражданина в рамках данного Федерального закона понимаются направленные в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы.
  • Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
  • Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
  • Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
  • Должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госоргане или органе местного самоуправления.

Какими правами наделен гражданин, обратившийся во властные структуры?

  1. При рассмотрении обращения гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, например, врачебную тайну; 3) получать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, уведомление о переадресации письменного обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
  2. Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.
  3. Если же гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения, могут быть с него взысканы по решению суда.

Каковы требования к письменному обращению гражданина?

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к нему документы и материалы либо их копии.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица или его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, ставит подпись и дату.

Читайте также:  Имеет ли право продавец не обслуживать покупателя, требовать паспорт и проверять сумки?

Какова процедура регистрации и рассмотрения обращения?

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления. Если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностных лиц, то оно направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий компетентный орган (должностному лицу) с уведомлением гражданина о переадресации его обращения.

В случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, в их адрес в течение 7 дней направляются копии обращения.

Органы (должностные лица), переадресовавшие обращение, в случае необходимости могут (но не обязаны) запросить у органов (должностных лиц), которым оно было переадресовано, документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Направлять жалобу на рассмотрение в орган (должностному лицу), решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином, запрещается.

Если же в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие в суд.

Госорган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, а также с выездом на место; принимает меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Указанные органы и должностные лица вправе запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других госорганах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и предварительного следствия. В течение 15 дней после получения запроса требуемые документы (материалы) должны быть предоставлены, за исключением тех, в которых содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну и для которых установлен особый порядок предоставления. К таким сведениям относится и информация, содержащая врачебную тайну.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления указанных выше запросов в другие органы срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина.

Будет ли считаться разглашением врачебной тайны переадресация в другой властный орган обращения гражданина, содержащего информацию о состоянии его психического здоровья?

Согласно Федеральному закону разглашение содержащихся в обращении сведений, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина [ Представляется важной в этой связи норма, содержащаяся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, введенной в действие приказом Судебного департамента от 23 декабря 1998 г. № 112 (в ред. приказов от 5 июня 2001 г. № 94 и 5 мая 2004 г. № 54). Согласно п. 2.15 конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным лицам при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред им, если они могут повлечь ущемление чести и достоинства граждан (Российская газета, 2004, 19 октября). ] без его согласия не допускается. Не считается, однако, разглашением направление обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Отсюда следует, что письмо гражданина, включая присланные им документы, содержащие сведения об оказании ему психиатрической помощи, диагнозе заболевания, результатах обследования и т.д., могут быть без согласия гражданина направлены в компетентные органы по решению той инстанции, куда обратился гражданин.

Установлены ли какие-либо особенности для рассмотрения обращений граждан, страдающих психическими расстройствами?

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не устанавливает каких-либо ограничений или особых условий для рассмотрения в органах власти обращения гражданина, содержание которого может свидетельствовать о наличии у него психического расстройства.

Ответ на обращение не дается [ Ответ не дается также на анонимное обращение.Без ответа по существу вопроса может быть оставлено обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи.

При этом гражданину может быть сообщено о недопустимости злоупотребления правом.

По обращению, содержащему вопрос, на который гражданину уже многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу.

Гражданин уведомляется о данном решении. В случае, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного им вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, в качестве основания для отказа в рассмотрении Интернет-обращения предусматривает также «некорректность содержания электронного сообщения» (Российская газета, 2005, 5 августа).

] в случае, если его текст не поддается прочтению. О данном решении гражданин подлежит уведомлению, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Понятно, что имеется в виду обращение, текст которого не виден, слова не различимы вследствие различных причин (текст залит жидкостью, выцвел, написан крайне неразборчивым почерком, некачественным пишущим средством и т.п.).

Федеральный закон не регламентирует случаи, когда текст обращения читабелен, однако лишен смысла (логики) [ Несмотря на отсутствие такой регламентации в указанном Федеральном законе, некоторые министерства «на свой страх и риск» устанавливают ее в своих подзаконных актов.

Так, разработанная в соответствии с указанным Федеральным законом Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденная приказом МВД России от 22 сентября 2006 г.

(Российская газета, 2006, 23 ноября) вводит понятия: «обращения, некорректные по содержанию» (в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения) и «обращения, некорректные по изложению», т.е. лишенные логики и смысла, а также текст которых не поддается прочтению (п. 45). По таким обращениям подразделения системы МВД России принимают решение не проводить проверку (п.

49.4). По обращению, некорректному по изложению, автору направляется мотивированный ответ об оставлении его обращения без рассмотрения, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (п. 87). Хранение материалов по обращениям, некорректным по изложению, допускается в отдельных томах накопительных дел (п. 97). ], т.е.

не поддается истолкованию, что, как правило, свидетельствует о болезненном психическом состоянии заявителя. Такие случаи не являются редкостью в практике решения обращений граждан. Фактически рассмотреть такое письмо и дать на него ответ при неясности существа вопроса по понятным причинам не представляется возможным.

Для оставления же его без ответа отсутствуют законные основания. В таких случаях можно рекомендовать уведомить гражданина о невозможности разрешения его обращения в силу неясности существа вопроса [ На этот счет у органов прокуратуры другая, более жесткая позиция.

Они могут оставить обращение без разрешения и даже уведомления об этом заявителя, если «обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события» (см.

Инструкцию о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденную приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3 (в ред. приказа от 16 марта 2006 г. № 13). Такой подход вызывает вопросы, в частности, в отношении упомянутого «документа». Решение об оставлении без разрешения жалобы или другого обращения принимается начальником управления, отдела (на правах управления), старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором по рапорту исполнителя. ].

Если же обращения от лица с явно просматривающимися особенностями личности поддаются прочтению и истолкованию, однако вновь и вновь касаются одного и того же вопроса, на который ему ранее были даны исчерпывающие ответы тем же самым органом или должностным лицом, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, органы власти, руководствуясь ч. 5 ст. 11 Федерального закона, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, письменно уведомив его об этом.

В любом случае оставление письма без реагирования либо отказ лицу в переписке лишь на том основании, что лицо, как выяснилось в ходе рассмотрения его письма, состоит под диспансерным наблюдением, означает нарушение ст.

19 и 33 Конституции РФ, а также ч. 3 ст.

5 Закона о психиатрической помощи, не допускающей ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическим расстройством, только на основании психиатрического диагноза и факта нахождения под диспансерным наблюдением.

Каков порядок личного приема граждан?

Гражданин может обратиться в органы власти не только с письменным, но и с устным сообщением, для чего Федеральным законом предусмотрен личный прием граждан, который проводится руководителями указанных органов и уполномоченными на то лицами (ст. 13). Информация о днях, часах и о месте приема доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения только в одном случае: если ему ранее дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Источник: http://test.npar.ru/pub/argreg/12.htm

Ссылка на основную публикацию