Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по осаго: из чего состоит и в каких случаях применяется?

Пользуясь неопытностью некоторых автомобилистов, страховые агенты могут накручивать стоимость обязательного полиса или же намеренно занижать размеры компенсационных выплат по ДТП.

На практике такое явление встречается нередко, но чтобы доказать неправоту представителей СК, клиенту необходимо заранее узнать, как работает единая методика расчета ущерба по ОСАГО в России.

Без ознакомления с элементарным регламентом отстоять свои права самостоятельно не получится.

Кратко об ОСАГО

ОСАГО – это договор о защите гражданской ответственности, составленный двумя сторонами: хозяином движимого имущества и компанией, обеспечивающей его материальную безопасность на дороге.

Главным и единственным обстоятельством, при котором он вступает в силу, является дорожно-транспортное происшествие, случившееся по вине владельца полиса.

Но компенсация при аварии происходит лишь в пользу третьих лиц, а не самого клиента, как это предусматривает КАСКО.

Максимальная сумма возмещенияЕдиная методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется? по ОСАГО достигает 160 тысяч рублей при условии, что в ДТП пострадало более 2 человек. А вот если столкновение произошло между двумя автомобилями, то СК ограничивается выплатой в размере до 120 тыс. рублей. Поэтому виновнику дорожно-транспортного происшествия иногда приходится доплачивать потерпевшей стороне деньги за ремонт техники из своего кармана.

Чтобы гражданина не обманули при оценке полученного вреда, ему необходимо выяснить, как осуществляется единый расчет ущерба по ОСАГО (по калькулятору РСА) еще до выплаты. Ведь после проведения транзакции сверять количество полученных средств с размером компенсации уже бесполезно.

Что такое единая методика расчета ущерба

ЕМРУ – это процедура, которую представители страховой компании могут выполнять по отношению к пострадавшему транспортному средству владельца полиса с целью точного подсчета затрат на ее ремонт.

В основе такого процесса лежат несколько формул, выведенных Центробанком.

А дополнительными данными для применения упомянутой системы служат порядка 10 разных критериев, связанных с обстоятельствами произошедшего ДТП, изувеченными машинами и характеристиками их хозяев.

Структура

Единый расчет ущерба РСА представляет собою документ по внесению показаний, требуемых для создания сметы по восстановлению движимой собственности. Содержатся в нем следующие пункты:

  • Основные термины СК и их трактовка;
  • Общий алгоритм проведения расчета полученного ущерба;
  • Несколько формул;
  • Справочник для уточнения некоторых данных, содержащихся в бланке ЕМРУ;
  • Пошаговая инструкция по проведению оценки поврежденной техники.

Сама же методика по вычислению размера компенсационной выплаты включает в себя шесть простых шагов:

  1. Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?Фиксация поврежденных зон на машине;
  2. Изучение обстоятельств ДТП;
  3. Составление сметы по ремонту;
  4. Учет износа отдельных запчастей;
  5. Составление списка уцелевших деталей;
  6. Определение первоначальной цены авто.

В качестве дополнений, которые помогают установить точную стоимость восстановления транспортного средства, ЕМРУ предлагает использовать:

  • Заключение из СТО по произведенным работам (с указанием затрат);
  • Справку-счет;
  • Видео или фотофиксацию поврежденного ТС;
  • Распечатку из РСА с актуальными тарифными ставками на текущий год.

Скачать документ по единой методике расчета ущерба по ОСАГО за 2019 год (с формулами Центробанка) автолюбитель может с официального сайта РСА, где также имеется электронная база марок автомобилей, состоящая из 64 наименований.

Формула

Самая простая и часто используемая формула для подсчета убытков, полученных в результате ДТП, выглядит так: РК = СР + СМ + СД, где:

  • РК – размер компенсационной выплаты;
  • СР – сумма, указанная в смете по ремонту;
  • СМ – цена за израсходованные материалы (с учетом их износа);
  • СД – стоимость поменянных запчастей (повреждения, полученные до дорожно-транспортного происшествия за счет страховой компании не восстанавливаются).

При этом, пользуясь данной системой расчетов, водитель и представители СК обязаны ссылаться на одинаковые документы. Максимальная разница между среднерыночной ценой купленных деталей и цифрами в смете не должна превышать 10%.

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?

В каких случаях используется

Анализ полученного ущерба при ДТП по единому методу расчета применяется практически при каждом страховой случае. Но по закону РФ пользоваться такой методикой могут лишь:

  • Автостраховщики, имеющие соответствующую аккредитацию для экспертизы поврежденных транспортных средств;
  • Независимые специалисты (или организации, предоставляющие подобные услуги);
  • Частные лица, обладающие государственным сертификатом;
  • Представители судебных органов.

Внимание! Рядовые граждане, пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия, имеют право только неофициально использовать калькулятор для оценки вреда по единой системе РСА. Поэтому полученные ими данные предъявлять в суде запрещено.

Расчет расходов на ремонт

Поврежденная при ДТП машина – это огромная статья денежных вложений, которые, порой, превосходят первоначальные предположения. При расчете расходов на ремонт во внимание берутся:

  • Все поврежденные детали кузова автомобиля;
  • Его запчасти, находящиеся вне зрительной досягаемости;
  • Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?Отдельные механические агрегаты ТС;
  • Лакокрасочное покрытие, при условии, что общее состояние движимой собственности не расценивается как «тотально уничтоженное»
  • Количество израсходованных материалов;
  • Сама работа.

Важно знать! Устанавливая цену, эксперты учитывают УТС каждого элемента, его текущий износ, появившийся в результате банального пробега, и регион, где случилось ДТП. Ведь стоимость автозапчастей в разных областях РФ существенно отличается.

Вне зависимости от того, по какому методу проводится оценка ущерба (онлайн РСА, или при личном посещении эксперта), дата на заключении должна совпадать со днем, когда произошла авария.

Иначе такой документ будет признан недействительным.

А если на изувеченном транспорте уже присутствовали царапины и вмятины, зафиксированные в полисе, то их СК в подсчет размера компенсации убытков не возьмет.

Независимая экспертиза для РСА

Как мы уже выяснили, единая методика расчета ущерба по ОСАГО (РСА), с учетом цен на запчасти, требуется только при наступлении страхового случая. Однако для того, чтоб точно установить стоимость предстоящего ремонта, поврежденное транспортное средство необходимо тщательно осмотреть, на пару с независимым экспертом, который обязан отвечать следующим требованиям:

  • Обладание высшим техническим образованием;
  • Своевременное прохождение курсов по повышению квалификации (раз в 3-5 лет);
  • Опыт работы не менее 1 года;
  • Наличие сертификата (лицензии) об успешном обучении;
  • Отношение к единому электронномуЕдиная методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется? реестру союза автостраховщиков (при обращении в базу РСА для расчета ущерба по конкретному рисковому случаю, клиент может ознакомиться с персональными данными эксперта. Если его имя в регистре отсутствует, то, вероятнее всего, он обладает неоригинальной или даже поддельной корочкой).

Важно знать! Вышеперечисленные условия выдвигаются для всех независимых специалистов, занимающихся осмотром автомобилей, мотоциклов, автобусов и других транспортных средств, пострадавших в ДТП.

Практический пример расчета

Мы узнали, по каким критериям производится подсчет ущерба по единой методике РСА и что нужно для получения компенсационной выплаты без судебного разбирательства. Для лучшего понимания процесса оценки вреда рекомендуем рассмотреть конкретный пример, разбитый на последовательные шаги:

  • Автомобиль Cherry Amulet 2012 года выпуска, с пробегом 75 000 км, попал в дорожно-транспортное происшествие 16 апреля 2017 года;
  • Перед подсчетом полученного вреда эксперт должен оценить уровень износа деталей машины, используя для этого специальную формулу (в нашем случае этот показатель равен 35%);
  • Далее транспортное средство тщательно осматривается, с целью фиксации свежих вмятин, сколов и царапин (после ДТП у Черри Амулет пострадал передний бампер (3800 руб.) и правый элемент головной оптики (3400 рублей). Итого ущерб оценивается в 7200 руб., который, при износе в 35%, снизится до 4680 рублей);
  • Помимо замены испорченных запчастей автомобиль требует обязательной балансировки и дополнительной покраски, что в общей сложности обойдется клиенту в 3100 руб. Это сумма стоимости израсходованных материалов;
  • На восстановление всех пострадавших зон ТС автомеханики потратили 4 часа, что при ставке 1 тыс. рублей/60 минут выйдет на 4 тысячи;
  • Имея на руках все необходимые коэффициенты, вычисляем общий размер полученного ущерба по единой формуле РСА – РК = СМ + СР + СД (4000 + 3100 + 7200 = 14 300 рублей).

Так каждый автолюбитель может подсчитать примерную сумму компенсационной выплаты по своему страховому случаю без посторонней помощи.

Мы узнали, что собою представляет ЕМРУ и как его применять в домашних условиях. В заключении стоит упомянуть, что результаты такого подсчета разрешено использовать только для сверки акта от страховой компании, с реальной сметой по восстановлению автомобиля. Для иных целей применять полученные цифры нельзя.

Источник: https://pravodorog.ru/strahovka/osago/edinaya-metodika-rascheta-ushcherba-centrobank.html

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО: как работает структура оценки, а также какую роль играет система РСА?

В связи с многочисленными судебными спорами по поводу размеров страховых компенсаций, а также по оценке ущерба, который был нанесен транспортному средству в дорожно-транспортном происшествии, Центральный банк Российской Федерации разработал методику расчета полученного ущерба в результате аварии.

В рамках этой статьи будет разобран этот единый стандарт, описана процесс использования, а также указаны особенности процедуры.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-40-67. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Ввод в практику страхования

Изначальным документом по введению единой методики расчета величины ущерба транспортным средствам в результате дорожно-транспортных происшествий по «автогражданке», является нормативный документ №432-П, который был выпущен в сентябре 2014 года. Вместе с ним Центральный банк Российской Федерации выпустил дополнительный нормативный документ №433-П, который регулировал процедуру проведения независимой оценки ущерба от ДТП.

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?Чуть позже, 1 декабря 2014 года, была запущена в работу база данных, которая содержит в себе цены на детали для автомобилей в разных регионах Российской Федерации.

Впервые, новая общая методика оценки ущерба по ОСАГО, была запущена в тестовую работу 17.10.2014, именно с этого дня в Федеральный закон №40, который регулирует обязательное страхование автогражданской ответственности, были внесены соответствующие изменения. А вот полноценно эта система заработала только в декабре, когда была сформирована база цен на запчасти.

Если говорить о предыстории, которая стала основой для ввода единой методики расчета ущерба по ОСАГО, то можно выделить следующие важные факты:

  1. Первоначальная версия методики существовала еще в 2003-ем году, но была «сырая» и не годилась для применения, так как основывалась на опыте других стран.
  2. В 2012 году, Министерство транспорта запустило активную переработку методики и совместно с Межведомственной аттестационной комиссией, вывела стандарт сертификации экспертных оценщиков ущерба, полученного машинами в результате аварий.
  3. Переработанная система была отвергнута органами федеральной власти и ушла на дополнительную переработку сотрудниками Российского союза автостраховщиков, которые и подготовили нынешнюю систему, введенную в оборот Центробанком.

Что вынудило Центробанк запустить новую систему?

До того, как была введена единая методика расчета ущерба по ОСАГО, на территории Российской Федерации использовалось 5 вариаций оценки величины повреждений и стоимости их покрытия. Все они давали очень разные результаты, в некоторых случаях разница в оценке экспертом от страховщика и экспертом от страхователя могла достигнуть 300%.

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?

Ситуация описанная выше, привела к тому, что в мировые и районные суды начали поступать в огромном количестве судебные иске об урегулировании споров по договорам обязательного страхования транспортных средств.

В большинстве случаев, суды становились на сторону страхователей, а после дополнительной рекомендации Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 2012 года, на котором судьям дана была рекомендация руководствоваться в таких спорах Федеральным законом № 2300-1 («Закон о защите прав потребителей»), страховые компании и вовсе начали выигрывать менее 15% всех исков по ОСАГО.

Справка. Только за 2013 год, в суды поступило более 600 тысяч исковых заявлений по урегулированию споров по договорам обязательного страхования транспорта.

В итоге, суды оказались перегружены, что требовало срочного решения, коим и стала единая методика расчета ущерба по «автогражданке».

Читайте также:  Страховой полис "зеленая карта" на автомобиль: что это такое, сколько стоит и как оформить?

Для кого является обязательной?

Согласно постановлению Центробанка России №432-П, обязательное использование стандартизированной процедуры оценки повреждений транспорт обязательно для:

  1. Страховщиков и специалистов, которые работают в штате этих компаний.
  2. Граждан, представляющих интересы страховщиков во время осмотра поврежденного транспортного средства.
  3. Сертифицированных экспертных организаций, предлагающих услуги расчета стоимости восстановления машины после ДТП.
  4. Автомобильных экспертов, которые являются штатными сотрудниками технической экспертизы при органах судебной власти.

Необходимо понимать, что для соблюдения всех норм, установленных Центральным банком Российской Федерации для соблюдения процедуры оценки повреждений автомобиля, требуется строгое соответствие технического эксперта ряду установленных норм:

  1. Опыт профессиональной работы в области экспертизы не менее 1 года.
  2. Высшее техническое образование.
  3. Прохождение курсов повышения квалификации в качестве технического эксперта в области автотранспорта.
  4. Прохождение дополнительных курсов повышения квалификации для обновления имеющихся знаний не реже, чем раз в 60 месяцев.

Только лица, соответствующие указанным выше требованиям, могут попасть на экзамен по аккредитации их в качестве экспертов, способных оценивать ущерб причиненный автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия по утвержденной единой методике (более детально о том, как рассчитывают сумму выплат по ОСАГО при ДТП, и как сделать это самостоятельно с помощью онлайн-калькулятора, можно узнать здесь).

Структура

Из чего же она состоит?
Методика оценки повреждений транспортных средств по ОСАГО состоит из множества алгоритмов проведения экспертизы и справочников, которые упрощают и структурируют эту процедуру. Благодаря этому, расчет суммы страховой компенсации получается очень точный.

Условно, структуру единой методики можно разделить на несколько больших разделов:

Общие данные

В этом разделе определяются базовые задачи, которые должна решать установленная методика:

  • Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?обоснование страховых выплат;
  • комплексное и очень точное исследование поврежденного транспортного средства;
  • стандартизация идентичных случаев у разных специалистов с минимальной погрешностью.

Также, в данном разделе указываются обстоятельства, при которых производится комплексная оценка ущерба:

  • первичное обследование, которое проводит штатный специалист страховой компании;
  • дополнительное обследование, которое проводят сотрудники независимой экспертной компании или сотрудниками судебной системы.

Оценка повреждений машины экспертом

В данном разделе методики оценки ущерба по ОСАГО, содержится описание следующих действий и манипуляций:

  • процедура подготовки автомобиля к осмотру и обследованию;
  • процесс проведения первичного обследования;
  • процесс оценки степени повреждения лакокрасочного покрытия кузова машины;
  • процесс исследования кузовных повреждений;
  • процесс оценки возможности осуществить восстановление транспортного средства;
  • процесс составления первичного перечня работ по восстановлению автомобиля.

Также, в данном разделе дается подробное описание случаев, когда автомобиль не может быть доставлен на осмотр.

Справка. В единой процедуре оценки ущерба авто по ОСАГО предусмотрено 67 марок транспортных средств, полный перечень запчастей к ним и стоимость нормо-часов по их восстановлению, причем в ценах учтены особенности регионов.

Изучение обстоятельств ДТП

Данный раздел описывает процедуру дополнительного контроля выводов сотрудников ГИБДД о виновности участников аварии. Согласно этому разделу, такая процедура может содержать в себе следующее:

  • сопоставление и анализ имеющейся документации о повреждения транспортных средств, которые участвовали в аварии, которые проводятся экспертом;
  • компьютерное моделирование дорожно-транспортного происшествия;
  • привлечение узконаправленных специалистов для разбора дорожной ситуации (только в особенных случаях).

Определение количества и сроков работ, направленных на восстановление

Согласно этому разделу, для составления перечня работ и оценки стоимости ремонта (подробнее о том, как происходит расчет стоимости ремонта по ОСАГО, можно узнать тут), требуется использовать следующие составляющие:

  • затраты на запасные части машины (о том, зачем и как производить расчет стоимости запчастей на сайте РСА, читайте в нашей статье);
  • затраты на расходные материалы, которые потребуются для восстановления транспортного средства;
  • затраты на специалистов СТО;
  • степень амортизации заменяемых деталей автомобиля;
  • оценочная стоимость пригодных для дальнейшего использования запчастей (применяется только в случае полной конструктивной гибели автомобиля).

Рыночная стоимость до аварии

Данный раздел служит пособием для экспертных оценщиков по определению состояния полной конструктивной гибели машины. Дело в том, что по закону, если стоимость ремонта превышает рыночную стоимость автомобиля до аварии, то в таком случае его ремонт признается нецелесообразным и страхователю выплачивается оценочная рыночная стоимость машины до факта ДТП.

Источники информации

В данном разделе определяются документы и базы данных, которые имеют право применять экспертные оценщики при составлении сметы на восстановительные работы. К таким источникам информации относятся:

  • нормативные акты Центрального банка Российской Федерации;
  • база автозапчастей, составленная Российским союзом автостраховщиков;
  • нормативы цен, составляемые производителями автомобилей;
  • любые другие нормы и документы, которые не имеют прямого противоречия с положениям единой методики оценки ущерба по ОСАГО.

Система РСА

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?База запчастей, которая составлена Российским союзом автостраховщиков, является неотъемлемой частью утвержденной методики оценки стоимости восстановления машины по ОСАГО после ДТП (больше нюансов о том, как с помощью базы РСА произвести расчет ущерба по ОСАГО, читайте в этом материале). При этом, она является и главным краеугольным камнем этой системы.

Все дело в том, что цены в данной методике обновляются относительно редко, что приводит к занижениям размеров выплат и новым судебным искам, хотя и в меньшем количестве, нежели ранее.

На текущий момент времени, все идет к тому, что все автомобили будут восстанавливаться не через прямую финансовую выплату страхователю, а силами страховщика. Но даже это не решит проблему, так как иски уже пойдут не от страхователя к страховщику, а от страховщика к СТО.

Приложения

Помимо основного документа, внедренная методика расчета стоимости восстановления, содержит ряд приложений, которые также являются неотъемлемой частью этой процедуры:

  1. Описание процесса фотофиксации повреждений автомобиля.
  2. Перечень из 32 самых распространенных повреждений машин, на основе которых оценивается весь ущерб.
  3. Расширенные рекомендации по типовым повреждениям авто.
  4. Расчет трудозатрат специалистов СТО.
  5. Определение границ экономических зон для базы РСА.
  6. Коэффициента начисления амортизации на разные запчасти в разных марках автомобилей.
  7. Исключения из правил амортизации, описанных в предыдущем разделе.
  8. Перечень запчастей, на которые не может быть начислена амортизация.
  9. Данные о среднегодовом пробеге авто в разных регионах, которые используются для корректировки амортизации деталей.
  10. Коэффициенты соотношения срока эксплуатации автомобиля и ударных повреждений.

В целом, единая методика это очень грамотная, структурированная процедура, которая позволяет снизить количество судебных разбирательств по страховым договорам до минимума. При этом, конечно, в ней есть недочеты, которые должны быть исправлены в ближайшее время, но для этого требуется время.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 938-40-67 (Москва)

+7 (812) 467-30-58 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://AvtoGuru.pro/strahovanie/osago/raschet-o/edinaya-metodika-r-ushherba.html

Чем является единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Многие автолюбители слышали о не так давно введенной единой методике по определению полученного в дорожном происшествии ущерба. Она описывает все требования, предъявляемые к проведению оценки, а также помогает с помощью соответствующих формул и коэффициентов рассчитать конечную стоимость.

Но, несмотря на все удобства, имеет она и ряд недостатков, знать которые необходимо каждому водителю. Так что же из себя представляет методика ЕМРУ и каким образом рассчитать полученный в аварии ущерб, и будет рассмотрено в настоящей статье.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Единая методика — это, соответственно названию, обобщенная система методов оценки повреждений, полученных в результате дорожных происшествий, применяемых одновременно и автолюбителем и страховой и судами. Введение ее было вызвано тем, что зачастую страховые и суды применяли разные методы оценивания, в результате чего полученные результаты (в том числе и общая служба ущерба) очень отличались.

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?

Предпосылки для введения единой методики

Как было уже выше сказано, предпосылки для введения новой единой системы оценки возникли очень давно. Вызваны они были тем, что очень часто после дорожного происшествия оценка разными компаниями могла производиться по разным методикам, в результате чего общая сумма полученного ущерба очень сильно различалась, а в результате этого расходилась и выплачиваемая страховая сумма.

Подобные отличия очень часто приводили к разбирательствам, в том числе и судебным. Именно поэтому и было принято решение унифицировать систему оценки. Принята она была решением Банка России № 432 за 2014 год, а в силу вступила в октябре того же года.

Кто обязан использовать единую методику

Обязательное использование единой методики (ЕМРУ) предписывается большой категории юридических и физических лиц.

В ее состав входят: все автостраховые компании, включая отдельных специалистов; прошедшие требуемую сертификацию экспертные оценочные организации (включая независимые); прошедшие аттестацию технические эксперты, которые были включены в государственный перечень специалистов; члены страховой организации, уполномоченные на осмотр поврежденных автомобилей; автоэскперты, числящиеся в штате судебной экспертизы.

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?

Для допуска к проведению оценки это лицо должно обладать целым рядом обязательных качеств: иметь стаж работы по автотехническому профилю не менее 1 года; иметь высшее образование; пройти специальные курсы подготовки авто экспертов, а также каждые 5 лет проходить дополнительные курсы в установленном законом порядке. Вся информация о таких специалистах содержится на официальном сайте РСА.

Структура методики

Обобщенная методика ЕМРУ включает в себя проведение целого ряда обязательных диагностических работ, а также составление актов-заключений по их окончании.

Каждый из них имеет строгий алгоритм проведения, а также дополняется комплексом справочных материалов.

Вся система охватывает наиболее распространенные в стране транспортные средства (на настоящий момент это 67 различных марок), что позволяет с максимальной точностью провести оценку ущерба.

По своей структуре вся методика делится на следующие разделы: методические указания ЕМРУ в количестве 7 глав; 10 справочно-информационных дополнений к единой методике; электронную базу данных расценок.

Кроме того, к единой методике прилагаются правила проведения технических экспертиз, которые освещают следующие вопросы: правила оформления и составления отчетов; основания для проведения технической оценки; объекты, подпадающие под экспертное оценивание; алгоритмы необходимых действий, выполняемых техником-автоэкспертом в общих и частных ситуациях.

7 ее основных глав выглядят следующим образом:

  • порядок идентификации повреждений, а также их характера,
  • уточнение событий дорожного происшествия,
  • расход предстоящих затрат на материалы, работы и запасные части,
  • величина текущего износа запасных частей, идущих на замену,
  • расчет сохранившихся годных останков в случае, когда автомобиль был уничтожен,
  • расчет прайса транспортного средства до получения повреждений,
  • утверждение оценочных справочников в соответствии с экономическими регионами.

Информационные же дополнения включают в себя следующие сведения:

  • правила фотографирования,
  • выявление повреждений и типовые характеристики,
  • трудозатраты при исправлении и восстановлении исходной геометрии,
  • об экономическом делении регионов,
  • о коэффициентах, оказывающих влияние на износ,
  • о нулевой степени износа отдельно взятых агрегатов и узлов,
  • справочник средней степени годового пробега ТС,
  • о временном снижающем коэффициенте K,
  • о коэффициенте полученных механических повреждений K.

Справка: единая оценочная методика применяется только для установления степени ущерба, причиненного автотранспорту, принадлежащему физическим лицам и застрахованному при этом по системе обязательного автострахования. Во всех иных случаях применяются методы оценки, отличные от указанных.

Посмотрите видео о единой методике:

Преимущества и недостатки

Самым основным преимуществом единой оценочной методики, введенной РСА совместно с ЦБ России, стала полная унификация предъявляемых к оценке и восстановительным работам требований. Это позволило стандартизировать цены, выставляемые отдельно взятыми экспертами, автомастерскими или страховыми компаниями, а также защитить автолюбителей от их преднамеренного завышения либо занижения.

Кроме этого, едиными стали и правила проведения оценочных работ, а допуск к ним теперь получили лишь специалисты, прошедшие специальную аттестацию. Это также поспособствовало более объективному проведению экспертиз и снизило вероятность возможных ошибок либо подлогов.

Читайте также:  Как написать претензию на некачественный товар: образец и некоторые особенности

Важно: эта система пока еще не совершенна и имеет ряд трудностей.

Так, региональные экономические отличия, применяемые согласно прилагающимся к методике справочникам, устраивают не всех водителей.

Также большие замечания вызывают и сведения, касающиеся средних пробегов автомобилей — согласно ЕМРУ, размер прайса на восстановление машины, имеющей большой пробег, равен таковому на восстановление новой машины. Роль здесь играет только возраст транспортного средства по ПТС.

Еще одним минусом является и то, что результаты экспертизы, проведенной по данной методике, невозможно оспорить. Ведь ЕМРУ является законодательным актом, а поэтому прописанные в нем условия и правила являются обязательными к выполнению.

Установление размера выплат

Для определения размера полученного в дорожном происшествии ущерба применяется специальная методика расчета степени износа. Высчитывается она в отдельности для каждой поврежденной детали, которую придется заменить. Части, подлежащие ремонту и дальнейшей эксплуатации без их замены, в расчетах не участвуют.

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?
И=100×((1-Е)^((∆т×T+∆L+L)))

где символы расшифровываются так:

  • И — износ исследуемой детали,
  • Δт — показатель степени влияния на износ какой-либо части,
  • Т — время непрерывной эксплуатации детали,
  • ∆L — показатель износа узла или детали с учетом общего пробега автомобиля,
  • L — общий пробег автомашины.

Все используемые в этой формуле коэффициенты содержатся в методике и ее приложениях.

При этом при проведении вычислений по этому или другим уравнениям, используемым в системе и позволяющим рассчитать конечную стоимость ремонта, следует знать, что в справочном материале содержатся только сведения об узлах, агрегатах либо деталях, установленных на автомобилях, выпущенных в 2002 году или позднее.

Для машин же, выпущенных ранее, справочная информация по стоимости отсутствует. Вызвано это тем, что указать фиксированную стоимость запчастей для старых автомобилей объективно практически невозможно. В такой ситуации следует прибегнуть к среднестатистическим рыночным ценам запасных частей на момент ДТП.

Это же правило относится и к мотоциклам — в единой базе полностью отсутствует информация о стоимости их деталей, в не зависимости от года выпуска.

Кроме этого, единая методика не содержит сведений о запасных частях для автомобилей представительского либо премиум класса, а также для машин, выпущенных ограниченной либо пробной серией.

Скачать акт осмотра транспортного средства

Ввиду того, что все цены на запасные части периодически изменяются (и зачастую очень быстро), то для того, чтобы информация не устаревала, в единой методике предусмотрена система соответствующих поправок. Они разрабатываются и составляются российских союзом автомобильных страховщиков и периодически вносятся в справочный материал методики. Как правило, делается это один раз в год.

Заключение

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?Таким образом, введение унифицированной оценочной методики явилось серьезным шагом по разрешению конфликтов между автолюбителями, страховыми и ремонтными мастерскими. Она в большинстве случаев помогает водителям избежать преднамеренного занижения конечной стоимости страхового ущерба и делает проводимую оценку более объективной. С другой же стороны, она не лишена и ряда недостатков, из-за которых некоторые автомобилисты могут быть недовольны небольшими суммами оцененного ущерба, обжаловать которые в суде практически невозможно.

Источник: https://autopravo.club/strakhovanie/osago/metodika-rascheta/

Вс дает методичные рекомендации // новые разъяснения по осаго ориентируют строго соблюдать методику расчета ущерба

Единая методика расчета стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО: из чего состоит и в каких случаях применяется?Размер ущерба и ответственность страховщика — основные темы свежего обзора практики Верховного суда (ВС) по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Из него следует, что введенная Центробанком (ЦБ) единая методика расчета ущерба применяется, даже если в результате сумма оказывается ниже стоимости ремонта у официального сервисного центра. Одновременно ВС сохранил акцент на покрытии страховщиком всех возможных дополнительных расходов. Неустойка за нарушение срока выплаты должна рассчитываться с учетом этих расходов, а не только стоимости ремонта, как делают суды. А утрату товарной стоимости можно взыскать со страховщика практически всегда — она не входит в «статистическую погрешность» (10%) при оценке ущерба страховщиком и потерпевшим.

После выхода этого объемного (29 пунктов, 48 страниц) обзора можно сказать, что ОСАГО —одна из самых популярных тем для разъяснений ВС. Последний крупный документ по этому вопросу, постановление Пленума, ВС выпускал чуть более года назад[1].

Не удивительно, что некоторые пункты в обзоре развивают или даже повторяют позиции из постановления Пленума. Однако обзор позволяет увидеть, какие темы наиболее актуальны сейчас.

Их три: определение размера страхового возмещения, ответственность страховщика и прямое возмещение ущерба страховщиком потерпевшего.

Размер страхового возмещения

Из обзора следует, что потерпевшим надо быть осторожными, когда они подписывают документы по результатам экспертизы повреждений. В споре, который включен в обзор (п. 18), в пакете документов было соглашение со страховщиком об определении размера возмещения.

Такое соглашение лишает потерпевшего возможности взыскивать какие-либо суммы дополнительно. Чтобы сделать это, надо признать само соглашение недействительным. В приведенном в ВС примере потерпевший говорил, что был введен в заблуждение, — стоимость ремонта оказалась выше.

Однако суды не поверили этому заявлению, и ВС такой подход поддержал.

В обзоре неоднократно подчеркивается обязательность расчета размера возмещения в соответствии с Единой методикой, утвержденной ЦБ 19 сентября 2014 года. Ее надо использовать даже в том случае, если цены на гарантийный ремонт автомобиля потерпевшего в авторизованном сервисном центре оказываются выше. В примере из п. 20 страховщик выплатил потерпевшему 57 тыс. руб.

, а по ценам авторизованного центра ремонт обошелся в 97 тыс. руб. Проблема заключается в том, что ремонт в машины в других местах лишает права на гарантийное обслуживание. Чтобы сохранить его, потерпевшие должны доплачивать стоимость ремонта сами.

Расхождение в расчетах, как правило, связано с тем, что закон и Единая методика определяют размер ущерба с учетом износа деталей.

При этом с причинителя вреда взыскать разницу также не получится.

ВС разъяснил, что в соответствии со сложившейся практикой у судов нет оснований для взыскания с причинителя вреда разницы между страховым возмещением с учетом износа и стоимостью восстановительного ремонта без учета износа (п. 22). Это правило применяется, даже если с причинителя вреда взыскивается ущерб сверх страховой суммы (400 тыс. руб.).

С другой стороны, ВС указал, что расходы на проведение независимой экспертизы всегда должен нести страховщик.

Следовательно, если он этого не сделал и выгодоприобретатель вынужден был сам организовывать оценку, эти затраты страховщик должен возмещать сверх страховой суммы — как убытки (п. 23).

Иначе могло бы выйти так, что страховое возмещение уменьшалось бы на стоимость независимой экспертизы. В том, что касается ущерба, покрываемого страховой суммой, ВС продолжил настаивать на максимально полном включении в него различного рода расходов.

В качестве примера в обзоре приведены почтовые издержки на отправку страховщику заявления о возмещении, расходы на аварийного комиссара и на представителя, который помогает составить претензию к страховщику, нотариальные сборы для заверения копий документов, отправляемых страховщику (п. 10).

Важные уточнения касаются расчета утраты товарной стоимости автомобиля. Во-первых, эта сумма не входит в предусмотренную методикой ЦБ 10%-ную «статистическую погрешность». Она позволяет не возмещать разницу в стоимости ремонта, рассчитанную потерпевшим и страховщиком, если эта разница не превышает 10%.

Как ясно из п. 21 обзора, в эти 10% не входит утрата товарной стоимости, которая должна быть компенсирована страховщиком в любом случае. Во-вторых, страховщик должен рассчитать ее, даже если потерпевший об этом не просил.

В обзоре, впрочем, не поясняется, как быть, если есть расхождения в оценке утраты товарной стоимости.

Ответственность страховщика

Неустойка за несвоевременную выплату возмещения должна рассчитываться не от стоимости одного лишь ремонта, но и от других расходов, которые понес потерпевший (п. 25 обзора).

ВС констатировал, что суды в этом вопросе ошибаются и берут за основу стоимость ремонта.

Такая практика противоречит подходу ВС, который, как отмечалось, ориентирует суды на включение в страховое возмещение всех возможных издержек потерпевшего.

Суды, впрочем, легко смогут подорвать ценность этого разъяснения, снижая неустойку по ст. 333 Гражданского кодекса (ГК). Пункт 28 обзора, посвященный этой статье, не дает четких ориентиров, когда ее можно применять.

Видно, однако, что явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения ВС предлагает понимать широко. Это не только несопоставимость сумм неустойки и страхового возмещения.

Во внимание надо принимать и иные обстоятельства: как быстро заявлено требование о неустойке, выплатил ли страховщик возмещение добровольно и т.д. Это следует и из примера, использованного в обзоре. ВС признал правильным снижение неустойки с 68 до 50 тыс. руб.

из-за того, что страховщик к моменту рассмотрения спора выплатил возмещение и истец не возражал против снижения неустойки. Уже это говорит о несоразмерности неустойки последствиям нарушения, считает ВС.

Прямое возмещение ущерба

Несколько пунктов затрагивают проблемы прямого возмещения убытков страховщиком. Это случай, когда потерпевший обращается не в страховую компанию виновника ДТП, а в компанию, которая выдала полис самому потерпевшему.

Одна из спорных ситуаций: может ли новый собственник машины, попавший в ДТП, обратиться к страховщику бывшего собственника, если полис покрывает ответственность любого водителя.

ВС решил, что для получения прямого возмещения новый собственник должен был самостоятельно застраховать свою ответственность (п. 6).

На прямое возмещение нельзя рассчитывать и в случае, если виновник ДТП не застраховал свою ответственность (п. 11). Объяснение простое: по сути, это упрощенный способ получения страхового возмещения. Но для того, чтобы право на возмещение возникло, ответственность все-таки должна быть застрахована.

Также прямое возмещение невозможно, если нет «контактного взаимодействия» между двумя транспортными средствами. Иллюстрация довольно оригинальна: трактор залил горячим битумом крышу и стекло автомобиля потерпевшего, хотя и не сталкивался с ней (п. 13).

Зато если условия для прямого возмещения соблюдены, потерпевший должен обращаться за возмещение только к своему страховщику (п. 12).

Подведомственность

Проблемам подведомственности в обзоре посвящен только один пункт. Он касается предпринимателей, которые используют автомобили для коммерческой деятельности, например таксистов. Иски к страховым компаниям они должны предъявлять в арбитражные суды (п. 1).

Впрочем, в использованном ВС примере установить способ использования машины просто: в ее паспорте прямо указано, что ее собственник — предприниматель. Гораздо сложнее, если такого указания нет или если машина используется не только для предпринимательства.

Видимо, такие споры останутся в судах общей юрисдикции.

 

[1] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Источник: https://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/44055

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2017 году

Единая методика по расчету ущерба и стоимости восстановления транспортных средств, пострадавших в результате ДТП, считается одним из самых спорных сегментов автогражданки. С точки зрения разработчика – РСА и Центробанка РФ – схема объективно отражает ситуацию на транспортном рынке и не допускает двоякого толкования, а с точки зрения владельцев транспорта все наоборот.

Дело в том, что «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (Положение ЦБ РФ № 432-П от 19 сентября 2014 года) была введена в действие 01 декабря 2014 года, когда курс доллара колебался от 50 до 56 рублей.

Да, сегодня он стоит примерно также, но инфляция внесла неприятные коррективы: за три года средняя цена запчастей и ремонта возросла на 30-50% и в ряде случаев эта методика не всегда дает возможность корректно рассчитать стоимость ремонта и восстановления ТС, за что ее часто называют «методикой обмана».  

Читайте также:  Возврат денег на карту при возврате товара: порядок и сроки

Что представляет собой единая методика?

Единая методика состоит из ряда параметров, влияющих на восстановительный ремонт, среди которых:

  • принадлежность к одному из 13 экономических регионов;
  • стоимость запчастей, материалов и работ.

Первый пункт делит территорию страны на экономические регионы, отдаленно напоминающие федеральные округа, хотя есть и отдельные позиции: Северный, Калининградский, Крымский, Восточно- и Западно-Сибирский, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный. По мнению РСА, прейскурант на восстановление транспортного средства зависит от распространенности той или иной модели ТС.

Стоимость запчастей, работ и материалов – куда более спорный момент. Во-первых, цену конкретной детали можно узнать, только введя оригинальный код детали, который взять негде (интернет-гипермаркеты Exist или Autodoc не берем). Во-вторых, заявленная номенклатурная ценность нормочасов не дотягивает даже до гаражных сервисов, не говоря об официальных дилерах.

Согласно официальному сайту РСА, нормочас для легкового Fiat на Урале равен 810, Ford – 870, Peugeot – 860, а родственного ему Citroen – 850 руб.

Простой опрос представителей сервисов и официальных дилеров показывает: в условиях гаража транспорт починят за 1 000 руб. в час, а у «официалов» — за 1 500 руб.

Для достижения адекватных цифр РСА должен пересмотреть тарифные ставки (что делается раз в полгода), но это в свою очередь сразу вызовет удорожание ОСАГО.

Зачем ввели методику расчета ущерба и кому она нужна?

До 2014 года на рынке наблюдался разброс цен на восстановление транспортного средства. При сравнении гаражных сервисов, авторизованных мастерских и официальных дилеров, стоимость работ и услуг могла отличаться в разы. Даже понятие «оригинальных запчастей» было условным, поскольку стоимость, допустим, жигулевских крыльев различалась в Тольятти и Владивостоке.

Журнал «За рулем» провел исследование стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО Nissan Teana. Выяснилось, что по системе РСА машина «под ключ» стоит 158 тыс. руб., а по факту – 248 тыс. руб.

Даже когда к элементам был применен признак амортизации, разница составила более 30 тыс. руб.

Проще говоря: денег, которые выплатит среднестатистическая страховая компания в Москве, не хватит на полное восстановление, а владельцу придется еще и побегать по разборам.

Расчет убытка по ОСАГО применяется в следующих ситуациях:

  • страховыми компаниями при исчислении размера выплат;
  • непосредственно РСА для анализа объективности СК;
  • независимыми экспертами для понимания реальных затрат;
  • судебными органами при исследовании гражданских исков;
  • официальными дилерами и сервисами в работе.

При описании внешних повреждений специалист, в соответствии с рекомендациями единой методики описывает:

  • площадь повреждения относительно всей детали и глубину;
  • вид и степень деформации по отношению к заводской характеристике элемента;
  • местоположение повреждения (локализация) для оценки сложности ремонта.

Также при описании нарушений лакокрасочного покрытия, специалист отмечает:

  • тип ЛКП — эмаль, металлик, акрил, хамелеон;
  • площадь повреждения против всей детали;
  • глубину повреждений — лак, краска, грунт, металл;
  • наличие слоя из рекламы, аэрографии, винила.

Обратите внимание, что комплекс работ по восстановлению транспортного средства может строиться как на требованиях завода-изготовителя, так и на «сертифицированных ремонтных технологиях». Однако разрекламированная вытяжка вмятин без покраски (PDR) к таковым не относится, поскольку заводской ремонт предполагает только замену поврежденных узлов.

По словам Дениса Митрохова, директора АЦ «Мускул Кар» (г. Екатеринбург), страховые компании нередко отправляют потерпевших за удалением вмятин по ОСАГО в обход Методики, но PDR-центры стараются за такие заказы не браться. Дело в очень низкой оплате: если удаление средней вмятины стоит от тысячи рублей, то страховщик пытается заплатить 100 или 200 руб.

Структура методики

Единая система определения расходов представляет собой солидный документ, состоящий из семи основных глав и 10 приложений. Ее структура состоит из следующих глав и приложений:

При изучении системы необходимо обратить внимание на ряд принципиальных моментов — в частности, годных остатков в случае гибели транспортного средства. Помимо работоспособности узлов и агрегатов, годным остатком считается элемент, который:

  • ранее не подвергался ремонту;
  • состоит в комплекте с другими, даже восстановленными деталями;
  • не может быть отремонтирован конкретной организацией, но на рынке присутствует необходимая технология.

Если ТС ранее было бито, то, несмотря на высокое качество проведенного ремонта (вплоть до установки новых крыльев, капота, бамперов), уцелевшие детали не будут считаться годными. Второй момент был затронут чуть выше — это PDR.

Если в сервисе нет специалиста по выправлению вмятин без покраски, но таковой присутствует в другом городе (области, федеральном округе), деталь приравнивается к годному остатку. Что с ней делать потерпевшему в ДТП, неизвестно.

Неудивительно, что спустя более двух лет «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного ТС» продолжает считаться методикой обмана, как и все ОСАГО. Она не отражает существующую экономическую ситуацию, искусственно занижает стоимость запчастей, работ и материалов, внедряет малопонятные экономические регионы.

В начале 2016 года в Нижнем Тагиле произошло столкновение Opel Zafira и ВАЗ 2105. Руководствуясь вышеупомянутой системой, страховая компания вывела ущерб в размере 40 000 руб.

при замене обоих крыльев, дверей, рихтовку и вытяжку центральной стойки.

Когда владелец Opel обратился в независимую экспертизу при одном из сервисов, было установлено: восстановление «под ключ» обойдется в 128 тыс. руб.

Преимущества и недостатки методики

Главным преимуществом системы ЦБ РФ и РСА стала унификация требований, предъявляемых к оценке работ, необходимых для восстановления транспортного средства. Это позволило свести разброс прейскуранта между гаражными автосервисами, серьезными мастерскими и официальными дилерами к единому знаменателю, исключая преднамеренное занижение или завышение стоимости.

Наибольшие опасения вызывает так называемая 10% погрешность стоимости ремонта. Суть в чем: если сумма восстановления, рассчитанная независимой экспертизой, превышает калькуляцию страховой компании на 10% и более, СК обязана доплатить.

Если нет — суд не примет исковое заявление о доплате, поскольку 10% разницы это статистическая погрешность! Учитывая, что предельная сумма компенсации по ОСАГО транспортному средству составляет 400 тыс. руб., бороться меньше, чем за 40 тыс. руб.

, не имеет смысла!

Главным недостатком схемы, как ни странно, явилась та самая унификация и отсталость приводимых цифр от реальности. Нормочас Mercedes-Benz в 900 руб. или BMW в 910 руб.

на Урале оттолкнет любую сервисную компанию, вне зависимости от типа работ.

Нарекания вызывают и единые среднестатистические пробеги транспортных средств по региону: с точки зрения законодателя, прайс на восстановление ТС с большим пробегом такой же, как и на новую машину, зато роль играет возраст по ПТС.

Подводя итог

Как видно, единая методика расчета ущерба по ОСАГО — далеко не идеальна. Даже официальные дилеры, неплохо зарабатывающие на ремонте, рекомендуют сразу оформлять полис КАСКО и, в случае повреждений, требовать ремонта. С другой стороны, если схема изначально недооценивает запчасти, сервис и материалы, вкладываться в восстановление — нецелесообразно.

И эта система отлично вписывается в натуральное возмещение ущерба, которое так активно обсуждалось на всех государственных уровнях и было введено в мае 2017 года. Но и в этом случае владелец оказался не защищен: если ему выплатят по ОСАГО на 20-30% меньше, значит, и ремонт будет произведен хуже — ровно в тех же пределах.

Источник: https://insur-portal.ru/osago/edinaya-metodika-po-osago

единая методика применяется только по ОСАГО, в иных случаях не применяется — DRIVE2

  • Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2017 г. N 50-КГ17-3
  • Как следует из преамбулы Единой методики, указанная методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  • Применение Единой методики является обязательным при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства только в рамках договора об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств.

Между тем правоотношения, возникшие между сторонами, положениями Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» не регулируются. В данном случае применению подлежат нормы об общих основаниях возмещения вреда.

Обязательства, возникающие из причинения вреда (деликтные обязательства), включая вред, причинённый имуществу гражданина при эксплуатации транспортных средств другими лицами, регламентируются главой 59 данного Кодекса, закрепляющей в статье 1064 общее правило, согласно которому в этих случаях вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред (пункт 1)

В силу закреплённого в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа полного возмещения причинённых убытков лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также возмещения неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик повреждённого транспортного средства.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтверждённые расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Таким образом, положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации по их конституционно-правовому смыслу в системе мер защиты права собственности и вытекающих из них гарантий полного возмещения потерпевшему вреда, — не предполагают, что правила, предназначенные исключительно для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и основанная на них Единая методика, безусловно распространяются и на деликтные отношения, урегулированные указанными законоположениями.

Данная позиция была изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П от 31 мая 2005 г. и получила свое развитие в постановлении N 6-П от 10 марта 2017 г.

Делая вывод о том, что при определении размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства необходимо руководствоваться исключительно Единой методикой, судебные инстанции не учли, что произведённые на ее основании подсчёты размера расходов на ремонт не всегда адекватно отражают размер причинённого фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения, в связи с чем суд обязан в полной мере учитывать все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесённый потерпевшим ущерб.

Источник: https://www.drive2.ru/b/477727632859856900/

Ссылка на основную публикацию