Права родителей лишенных родительских прав: защита прав детей оставшихся без попечения родителей

В целях защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а равно и детей-сирот (две эти категории практически приравнены в правах соответствующим законом) государством закрепляется на законодательном уровне ряд дополнительных льгот и гарантий.

Кроме этого, регулируются способы защиты прав данной категории лиц, которые были тем или иным образом нарушены.

Прав за такими гражданами закрепляется действительно много, но для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо тщательным образом разбираться, при каких условиях и в каком порядке их можно реализовать, а также какие действия предпринять в случае отказа в этом.

Права родителей лишенных родительских прав: защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Что закреплено в законодательстве РФ

Значимость защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, прежде всего, из нормы основного закона нашей страны – Конституции о том, что государством защищается семья и детство, в том числе путем предоставления дополнительных льгот  в области образования, социального обеспечения и пр.

Наиболее полную конкретизацию данной категории прав законодатель закрепил в федеральном законе от 21.12.1996 за №159-ФЗ. Но регулируется этот вопрос и иными нормативными актами, будь то закон о занятости населения, о пенсиях, об образовании или некоторых других.

Необходимость дополнительного регулирования прав и законных интересов детей, лишенных родительского воспитания, с точки зрения закона, вызвана отсутствием соответствующей финансовой поддержки со стороны родителей, и ущемлением (по сравнению с детьми из полных семей) возможностей по адаптации в социуме, реализации себя в нем.

Хотя закон и разделяет понятия «ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей», данные категории имеют практически идентичный набор дополнительных прав, потому разделение их в контексте рассматриваемой темы нецелесообразно.

Жилищные и имущественные права

Одной из важнейших сфер защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является имущественная, и в первую очередь жилищная.

Очевидно, что дети, опека над которыми со стороны родителей не осуществляется (по причине их смерти или лишения прав), не могут проживать в жилом помещении, в котором проживали до возникновения подобных обстоятельств.

 Защита имущественных прав таких граждан предусматривается законом в виде следующих рычагов:

  • Права родителей лишенных родительских прав: защита прав детей оставшихся без попечения родителейза сиротой сохраняются все права на помещение, в котором он проживал на законных основаниях (будь то право пользования или право собственности), так что он может вернуться в него по достижении совершеннолетнего возраста;
  • государственный орган субъекта РФ, которым выполняется защита жилищных правтаких граждан, обязан осуществлять контроль за сохранностью их недвижимого имущества, а также формировать соответствующие списки из таких детей начиная с 14-летнего возраста;
  • при отсутствии жилогопомещения, где сироты могут проживать в нормальных санитарных и технически пригодных условиях, орган власти субъекта должен предоставить такому гражданину квартиру или дом по нормам предоставления, отвечающим средней степени благоустроенности;
  • жилье первоначально хотя и передается по договору специализированного найма, но при желании ребенка-сироты по истечении 5 лет он может заключить договор социального найма на такой объект недвижимости, что по действующему законодательству позволяет его приватизировать (бесплатно получить в собственность).

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Какие дети имеют право на государственную поддержку

Медицина и образование

Важнейшими отраслями, где требуется проявить особую защиту прав и интересов детей-сирот со стороны государства, являются медицина и образование. В целях реализации права ребенка-сироты на образование правовая база в РФ устанавливает также дополнительные привилегии для граждан данной категории, в том числе:

  • возможность поступления в учебное заведение на льготных условиях — бесплатно и не в порядке общей очереди при положительном (минимально требуемом) прохождении вступительных испытаний и при наличии соответствующей квоты (оплаченные государством места);
  • получение детьми-сиротами (и лицами до 23 лет, утратившими попечительство родителей) специальной стипендии в дополнение к общей;
  • выплата данным гражданам ежегодного пособия в целях покупки ими учебников, тетрадей и принадлежностей для письма;
  • получение бесплатного питания в учебном заведении;
  • компенсация проезда на городском транспорте;
  • возможность бесплатно пройти подготовительные курсы для поступления в учебное заведение для получения профессии.

Права родителей лишенных родительских прав: защита прав детей оставшихся без попечения родителейНе обходит стороной государство и защиту законных интересов детей, лишенных родительского воспитания и материальной поддержки, в медицине. Так, прохождение всех медицинских процедур, стационарное лечение, операционное вмешательство, лечение за пределами границ нашей страны осуществляется для них на полностью бесплатной основе, за счет государственных средств.

Помимо этого, в законодательстве закрепляется право таких лиц на ежегодное оздоровление в специализированных учреждениях (различных профилакториях, пансионатах, санаториях).

В этих целях для них не просто должны предоставляться бесплатные путевки, но и оплачиваться проезд к месту прохождения оздоровления.

По усмотрению таких граждан оплату они могут получить как накануне поездки, так и попросить компенсировать собственные затраты на покупку билетов.

Иные формы поддержки

Защита имущественных прав детей, оставшихся без родительского воспитания и поддержки, безусловно, весьма важна. Однако одну из первостепенных ролей в нормальной адаптации к социуму играет воспитание ребенка-сироты, эмоциональные и психологические условия его жизни. Для защиты сферы личных прав ребенка законодатель закрепил в законе такие базовые нормы, как:

  • право близких родственников на попечительство над ребенком, потерявшим возможность воспитываться родителями;
  • право самого ребенка проживать в нормальных условиях как с точки зрения материальной составляющей, так и психологической, для чего функционируют специальные органы, контролирующие соблюдение данных прав ребенка;
  • защита от неправомерных действий его опекуна или попечителя, что также контролируется указанным выше органом власти;
  • право выступать на процессах и в учреждениях, где рассматривается его судьба, в том числе об установлении опекунства над ним и т.д.

С наступлением совершеннолетия при поиске места работы данные граждане также имеют дополнительные льготы, связанные с получением пособия по безработице в увеличенном размере.

Касается данное право лишь тех, кто занимается поиском работы впервые.

При необходимости уволить или сократить гражданина, бывшего сиротой, работодатель обязан оказать ему всякое содействие в получении другой работы в своей или в иной организации.

Региональные программы

Федеральным законодателем помимо указанных способов защиты прав детей-сирот устанавливается обязанность властей субъектов РФ разрабатывать и реализовывать соответствующую региональную программу.

В подобной целевой программе не только конкретизируется процедура реализации прав таких граждан, установленных на общероссийском уровне, но и предусматривается установление дополнительных рычагов защиты.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Какие имущественные права имеют дети?

В зависимости от субъекта таким детям предоставляется различный набор дополнительных прав и способов их реализации.

В настоящее время подобные проекты в регионах разрабатываются, как правило, на основе федеральной программы «Социальная поддержка граждан».

 Они устанавливают процедуру получения жилья, порядок и размеры социальных выплат детям-сиротам, различные пособия и гарантии, реализуемые на территории субъекта мероприятия, направленные на поддержку данной категории граждан.

Например, лидирующие позиции среди регионов центральной России по защите прав детей-сирот занимает Костромская область. Программа  этого субъекта включает в себя, в том числе подпрограммы:

  • профилактики социального сиротства;
  • развитие семейнозамещающих форм воспитания детей;
  • «Семья для каждого ребенка»;
  • по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • профилактики правонарушений среди данной категории лиц и др.

Как видно, все предусмотренные программы не требуют серьезных финансовых затрат, но приносят хорошие дивиденды в виде сокращения числа сирот. Более богатые регионы устанавливают дополнительные финансовые выплаты, что тоже благотворно влияет на сферу защиту прав лиц из числа данной категории.

На уровне закона, права детей-сирот действительно гарантируются и защищены, но на практике зачастую возникают ситуации нарушения прав сирот, отказа в их реализации. Органы опеки, призванные служить интересам таких детей, часто, умышленно или нет, не справляются со своими обязанностями.

Потому важно не просто знать свои права, но и иметь информацию, в какой орган обратиться в случае невозможности их реализации. Таковыми в нашей стране являются судебные инстанции и прокуратуры, способные также обратиться при необходимости в суд в защиту прав представляемого гражданина.

Источник: https://VsemoBrake.ru/roditeli-i-deti/prava-detej/zashhita-prav-i-interesov-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html

Защита прав детей-сирот. Помощь государства, социальные гарантии

Рассмотрим некоторые аспекты защиты прав детей-сирот на законодательном уровне.

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.

  • Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?
  • Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.
  • На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:
  • Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.

Кого принято считать сиротами

  1. Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.
  2. При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.
  3. Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.

  4. Причин для этого может быть несколько:
  • принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
  • пропажа без вести;
  • наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
  • тюремное заключение;
  • полная или частичная недееспособность;
  • нахождение под следствием;
  • осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.

Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка.Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.

Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

законом рф №159-фз предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. при этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
  • получение второго средне-специального образования.
  • использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. при этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. воспользоваться таким правом студент может один раз в год. при этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.
Читайте также:  Куда сдавать водительские права после решения суда о их лишении? порядок действий

кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца.

она предназначается для приобретения канцелярии и методических материалов, необходимых в течение учебного года. за время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

читайте также:  кто имеет право на общение с ребенком

если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение.  которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. при этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

в медицинской сфере

дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

защита права на трудовую деятельность

для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

при обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

жилищные социальные гарантии

  • право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.
  • если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. в этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

  1. после прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.
  2. право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.
  3. например:
  • если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
  • или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
  • или лица с тяжелыми заболеваниями.

помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, которые призваны защищать права и безопасность детей.

К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.

Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.

  Права детей-инвалидов

Для этого есть 2 весомые причины:

  • Возможность получения социальных льгот и государственных гарантий. Если ребенок, по факту давно лишившийся родителей, не получит соответствующий статус, то он не сможет претендовать на государственное жилье при достижении 18-летнего возраста. Поэтому органы опеки обязаны позаботиться о документальном оформлении сиротства в минимальные сроки.
  • Исключение претензий со стороны нерадивых родителей в будущем. Бывает так, что родители не участвовали в воспитании, злоупотребляли алкоголем или наркотиками, а потом в старости требовали от взрослых и успешных детей плату на содержание. Официальный статус поможет избежать такой ситуации.

Помочь оформить официальный статус сироты обязаны органы опеки.

Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей. Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений.

После наступления 14-ти лет юный гражданин сам может выступить с ходатайством о лишении родителей прав в его отношении.

Льготы и пособия

Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства. А также обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.

Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребенку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника).

Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребенок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении независимо от типа и формы собственности.

Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, – 23 года.

Виды социальной помощи детям-сиротам

Кроме перечисленных мер социальной поддержки детей, государством предусмотрены специальные программы помощи таким категориям граждан.

Существует 2 направления государственной помощи детям-сиротам:

  • Материальная помощь — предоставление места проживания в интернате, одежда, питание, право бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жилье.
  • Нематериальная помощь – обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.

Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.

Устройство детей без родителей

Главное право детей, оставшихся без попечения родителей, – право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.

Государством предусмотрена программа определения дальнейшей судьбы детей, лишившихся родительского попечения. Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приемная семья, усыновление.

Опека и попечительство – обязанность уполномоченного лица заботиться о ребенке, оставшегося без родителей, а также защищать его интересы.

  Попечитель ребенка. Как стать опекуном.

Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:

  • наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
  • адекватность, дееспособность;
  • хорошее состояние здоровье;
  • отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.

Приемная семья – супружеская пара или отдельные граждане, которые согласны принять на воспитание ребенка. Чтобы заботиться о нем, воспитывать и защищать его законные интересы.

Для определения ребенка в приемную семью заключается договор между органами опеки и гражданином, изъявившим желание взять на себя ответственность за воспитание.

Формы устройства детей оставшихся без попечения

  • Если найти подходящую семью не удалось, то следующим шагом по улучшению жизни подопечного становится устройство в учреждение, которое придерживается семейных ценностей в своем внутреннем укладе.
  • Дети направляются в специализированное учреждение, в котором они смогут жить, имея нормальное питание и образование.
  • Существует несколько видов социальных учреждений для сирот:
  • интернаты;
  • приюты;
  • реабилитационные центры;
  • детские дома.

Выбор конкретного заведения зависит от состояния здоровья, физической подготовки и способностей ребенка.

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей

Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.

К числу обязанностей органов опеки и попечительства относится 4 основные функции:

  • обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;
  • выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;
  • поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;
  • последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.

Сотрудники органов опеки призваны сделать все, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.

Судебная защита прав детей-сирот

  1. В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишенного попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд.
  2. Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жилье или другое имущество.
  3. Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определенная процедура обращения в суд.

При этом инициатором обращения может стать как сам ребенок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. Истец не обязан выплачивать судебные издержки – рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.

При обращении в суд, гражданину могут быть оказаны такие услуги:

  • Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
  • помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представление законных интересов истца в судебных инстанциях.

Разлука с отцом и матерью – всегда трагедия для маленького человечка и общества в целом. И причин для этого может быть множество – смерть родителей, безответственность, халатность, жестокое обращение.

Независимо от причин произошедшего государство разработало обширную программу для обеспечения прав и интересов сирот, как незащищенной категории населения.

Благодаря усилиям органам опеки каждому подопечному предоставляется право проживания в новой семье или социальном учреждении, право на полное государственное обеспечение, а также материальные и нематериальные льготы, которые позволяют получить достойное образование и работу.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/zaschita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.html

Лишение родительских прав в отношении детей, оставшихся без попечения родителей

  • Антон Жаров, адвокат,
  • Зачастую потенциальные опекуны и усыновители, обратившись в орган опеки и попечительства с просьбой усыновить или взять под опеку известного им ребёнка, находящегося в детском учреждении, слышат в ответ, что это «невозможно», поскольку у ребёнка «нет статуса».
  • В переводе на более близкий юриспруденции язык это означает, что родители ребёнка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в учреждении до сих пор не лишены родительских прав.

На самом деле, передача ребёнка в семью (на иные формы устройства, помимо усыновления) возможна в любой момент после того, как ребёнок признан оставшимся без попечения родителей (вот это, пожалуй, и стоит называть его «статусом»), вне зависимости от того, лишены или нет его родители родительских прав.

Читайте также:  Что такое суброгация в страховании по осаго? порядок взыскания ущерба с виновника дтп

Усыновлять ребёнка, родители которого не лишены родительских прав тоже можно, однако, необходимо доказать в судебном заседании по усыновлению, что родители уклоняются от воспитания ребёнка и его содержания, не проживают с ним более 6 месяцев.

Как правило, для ребёнка, находящегося в учреждении сбор доказательств не вызывает вопросов: суды принимают справки, выдаваемые детским учреждением о том, что родители не появлялись, и деньги на содержание ребёнка от них не поступают.

Тем не менее, органы опеки, зачастую, пытаются сначала лишить родителей родительских прав и лишь затем передавать ребёнка в новую семью. В этом есть определённая логика.

Действительно, усыновление ребёнка, оставшегося без попечения родителей, родители которого лишены родительских прав, не вызывает никаких дополнительных вопросов у судей, прокуроров.

Однако, в случае, если потенциальные усыновители уже имеются, лишение родительских прав родителей ребёнка лишь оттянет усыновление ещё на полгода. В соответствии с п. 6 ст.

 71 СК РФ, усыновление ребёнка допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав.

То есть, требуя сначала лишить родителей прав, и лишь затем усыновлять, орган опеки и попечительства ставит потенциальных усыновителей в «неудобное положение»: ребёнок есть — усыновить нельзя. Никак. Даже если имеются иные, установленные статьей 130 СК РФ основания.

Тем не менее, лишение родителей ребёнка, оставшегося без попечения родителей родительских прав необходимо.

Кроме того, что ребёнок освобождается от возможных претензий биологических родителей, это позволяет с большей свободой передать малыша в семью. Важным является и приведение юридических обстоятельств (лишение родителей прав на ребёнка) фактическим обстоятельствам (ребёнок родительское попечение утратил).

С иском о лишении родительских прав, на наш взгляд, должны обращаться органы опеки и попечительства, либо организация, в которой находится ребёнок, оставшийся без попечения родителей. Даже в случае, когда ребёнок находится под опекой или на попечительстве, инициатором лишения родительских прав должен выступать орган опеки и попечительства, как орган, призванный защищать интересы ребёнка.

Безусловно в интересах ребёнка лишить лиц, бросивших его, не оказывающих ему долженствующей помощи в развитии, воспитании, содержании, несмотря на свою обязанность это делать, их прав по отношению к ребёнку.

При этом орган опеки и попечительства (или, по его указанию, организация, под надзором которой находится несовершеннолетний) должен уже на этапе помещения ребёнка в учреждение позаботиться о сборе доказательств для последующего лишения родительских прав. С родителей необходимо получить подписку о необходимости устранить нарушения прав ребёнка, которые привели к помещению его под надзор организации, и после этого забрать ребёнка из неё домой.

В случае если ребёнок был оставлен матерью, предъявившей документы, удостоверяющие личность, в родильном доме, больнице или иной организации, орган опеки и попечительства обязан предпринять меры по уведомлению такой матери о возможном лишении родительских прав и необходимости забрать своего ребёнка, выяснить причины такого поступка матери.

Если родившая ребёнка женщина не предъявила документов, удостоверяющих личность, а ребёнка оставила, то медицинская организация не вправе указывать названные ею фамилию, имя и отчество в качестве данных матери в медицинском свидетельстве о рождении. В свидетельство о рождении ребёнка данные матери в таком случае также не вносятся, а на ребёнка оформляется акт об оставлении с обязательным указанием, что данные матери записаны с её слов, документально не подтверждены.

Лишать родительских прав такую мать нет необходимости, поскольку юридически родители ребёнка неизвестны, и он может быть усыновлён в любое время.

Мать, не имеющая документов, не может также оформить «отказ от ребёнка» (согласие на усыновление), поскольку невозможно установить её личность, и такой отказ может быть не принят судом. В то же время в нём нет необходимости, поскольку ребёнок такой женщины не должен иметь записи в графе «родители», значит, юридически они неизвестны.

В случае последующей явки матери (до усыновления) свои права на ребёнка она должна отстаивать в судебном порядке. Если же ребёнок уже был усыновлён, то признание её матерью ребёнка возможно, но в силу правил ст.

 139 СК РФ, иной информации, кроме того, что ребёнок был усыновлён, ей передано быть не может, а права и обязанности по отношению к кровным родственникам (включая мать) и, соответственно, права и обязанности родственников по отношению к этому ребёнку прекращены.

Основанием для лишения родительских прав родителей ребёнка, находящегося в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, является абзац 2 ст. 69 СК РФ, поскольку их родители, очевидно, от исполнения своих обязанностей уклонились, оставив ребёнка государству.

На норму абзаца 3 ст. 69 СК РФ нужно ссылаться, если известна причина, по которой мать (или отец) отказывается взять ребёнка из соответствующей организации.

В случае, если до помещения в организацию для детей сирот ребёнок подвергался жестокому обращению, насилию со стороны родителей, родители покушались на их половую неприкосновенность, родители злоупотребляли своими правами (в том числе вовлекая своих детей в противоправную деятельность) вне зависимости от того, когда это происходило, следует ставить вопрос о лишении их родительских прав по абз. 4 или 5 ст. 69 СК РФ.

Не вызывает вопросов лишение родительских прав по нормам абз. 6 и 7 ст. 69 СК РФ, если родители страдают наркоманией, алкоголизмом, совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Данные об этом суд может получить из соответствующих справок и приговоров.

Несмотря на то, что лишение родительских прав является «крайней мерой» родительской ответственности, применять её в отношении родителей, дети которых оставлены ими без родительского попечения необходимо, и всегда оправдано.

Встречающиеся среди сотрудников органов опеки мнения о необходимости «войти в положение» матери или отца воспитанника детского дома не имеет ничего общего с законом.

Закон справедливо ставит на первое место интересы ребёнка, как нравственную и юридическую категорию.

Именно интересы ребёнка обуславливают необходимость лишать родительских прав родителей, чьи дети признаются лишившимися родительского попечения.

Если и существуют «уважительные причины» по которым родитель может оставить своего ребёнка без заботы, то перечень их должен быть весьма и весьма скромен. В отношении остальных родителей иски о лишении родительских прав должны стать почти автоматическими, как только их ребёнок признаётся оставшимся без попечения родителей.

Источник: https://zharov.info/teoriya-i-nauka/adoption/lish-obpr

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 121 СК РФ

1. Судьба детей, лишенных внимания семьи, небезразлична государству. Это отражается в международных правовых актах и национальном законодательстве.

Статьей 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В России ежегодно готовятся государственные доклады о положении детей в стране , принимаются федеральные целевые программы «Дети России».

В субъектах Российской Федерации также принимаются акты, направленные на поддержку семьи и детства. Так, правительством Свердловской области принято Постановление от 4 декабря 2002 г.

«О концепции реализации государственной семейной политики Свердловской области на период до 2015 года» .
———————————

См.: Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839 «Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации».

Областная газета. 10.12.2002.

2. В СК РФ впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается гл. 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, дается в п. 1 комментируемой статьи. Он не является исчерпывающим. Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г.

N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот) также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей, и он шире приведенного в СК РФ.

В данном Законе в дополнение к перечню СК РФ названы: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
———————————

Читайте также:  Калькулятор осаго: как рассчитать стоимость полиса онлайн? порядок оформления страховки

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

  • Этим Законом даны легальные определения таких понятий, как:
  • 1) дети-сироты — это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица до 18 лет, оказавшиеся в ситуациях, перечень которых дан в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот;
  • 3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя либо они остались без их попечения.
  • Для указанных лиц вышеназванным Законом был введен ряд социальных гарантий, в первую очередь в жилищной сфере; им также гарантировалось сохранение права собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям, и права на земельные доли, полученные их родителями в ходе приватизации и реорганизации юридических лиц агропромышленного комплекса.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ п. 1 комментируемой статьи был дополнен упоминанием о еще одном факте, порождающем правовое состояние «ребенок, оставшийся без попечения родителей», — создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления , хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
———————————

На практике встречается заблуждение о том, что ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует СК РФ.

3. Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот).

С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей , его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов.

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или до устройства их в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

———————————

См.: п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием // Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

4. По мнению законодателя, в перечисленных случаях ребенок не должен оставаться без охраны. Эту задачу берет на себя государство в лице специализированных органов — органов опеки и попечительства, функции которых возложены на органы исполнительной власти субъекта Федерации (п. 2 комментируемой статьи).

В ч. 1 ст. 6 Закона об опеке также упоминается о том, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В то же время Федеральным законом от 18 июля 2009 г.

N 178-ФЗ указанная норма была дополнена правилом о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территории которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В настоящее время в силу ч. 4 ст. 3 Закона об опеке структура исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Так, например, постановлением губернатора Московской области от 17 декабря 2008 г.

N 174-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области» установлено, что Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а Министерство социальной защиты населения Московской области наделено аналогичными функциями в отношении совершеннолетних. Постановлениями губернатора Иркутской области «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» и правительства Иркутской области от 1 октября 2008 г. N 2-пп было учреждено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Иногда в целях защиты интересов несовершеннолетних организуются отделы семьи и детства.

В какой бы форме и под каким бы наименованием ни существовали такие организации, их задача — устройство детей, оставшихся без родительского попечения. Эта миссия возложена лишь на органы опеки и попечительства.

Деятельность любых других лиц (юридических или физических) в данной области напрямую запрещена законом (п. 1 комментируемой статьи).

Источник: http://stSKRF.ru/121

Обязанности лишенного родительских прав

В соответствии с п. 2 ст. 71 Семейного кодекса РФ лишение родителя прав не освобождает его от обязанности содержать ребенка. Если отец будет по решению суда лишен родительских прав, то алименты он должен будет платить в любом случае.

Основания лишения родителя прав

Лишение родительских прав — довольно сложная юридическая процедура. Одного желания родителя не достаточно, чтобы лишить другого прав на ребенка. Должны быть веские основания для этого. Закон содержит исчерпывающий перечень таких обстоятельств (ст. 69 СК РФ):

  1. Уклонение от исполнения родителем своих обязанностей;
  2. Неуплата алиментов;
  3. Отказ забрать малыша из роддома или иной организации;
  4. Жестокое обращение с ребенком;
  5. Превышение своих родительских прав;
  6. Хронические заболевания, связанные с приемом алкоголя или наркотических средств;
  7. Совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка, второго родителя ребенка.

Заинтересованная сторона должна обратиться в суд с исковым заявлением для инициирования процедуры лишения родителя прав.

Внимание: Судебные дела по вопросам лишения родительских прав рассматриваются при участии органов опеки и попечительства и прокурора.

Целью лишения родительских прав является ограждение ребенка от неблагополучного родителя. Поэтому, крайне важно собрать как можно больше доказательств того, что такой родитель негативно влияет на ребенка, не способен в должной мере участвовать в его воспитании и жизни.

Какие последствия лишения родителя прав

Родитель, в отношении которого вступило в законную силу решение о лишении его прав, теряет все права относительно своего ребенка (на общение, воспитание, встречи). Кроме того, этот человек не сможет:

  • Претендовать на имущество ребенка;
  • Получать алименты от ребенка в старости или в случае потери трудоспособности;
  • Пользоваться льготами, получать пособия от государства, связанные с детьми.

Подробнее про последствия лишения родительских прав.

Что же касается обязательств лишенного прав, то они сохраняются. Так, согласно п. 2 ст. 71 СК РФ остается обязанность по содержанию ребенка. Другими словами, родитель, которого лишили прав, должен платить алименты в установленном законом размере.

Какую сумму алиментов платить

Сумма алиментов на одного ребенка составляет 25% от дохода гражданина, на двоих детей — 33%, на троих и более — 50% (п. 1 ст. 81 СК РФ). Если лицо не имеет постоянного заработка, то размер алиментов устанавливается в твердой денежной сумме (фиксировано).

Таким образом, если плательщик алиментов не перечисляет средства, то накапливается задолженность. В дальнейшем получатель алиментов может обратиться в суд для взыскания долга. Через службу судебных приставов происходит принудительное взыскание денежных средств.

Если же гражданин и в этом случае уклоняется от уплаты, то приставы могут арестовать принадлежащее ему имущество и продать на торгах. А деньги, вырученные от продажи, вернуть в качестве долга – на счет получателя алиментов.

Справка: Если родитель, с кем остается проживать ребенок, отказывается от алиментов, то, скорее всего, суд вынесет решение открыть счет в банке на имя ребенка, чтобы плательщик алиментов переводил на него деньги.

До какого возраста взыскиваются алименты

Семейное законодательство предусматривает, что алименты платятся до 18 лет. Однако, в СК РФ есть некоторые оговорки, в соответствии с которыми совершеннолетним детям также полагаются алименты. В эту категорию отнесены нетрудоспособные дети, нуждающиеся в обеспечении. Например, ребенок, обучающийся в Вузе или ребенок с инвалидностью.

Право ребенка на имущество родителя, лишенного прав

За ребенком сохраняется право собственности и пользования имуществом, жильем родителя, которого суд лишил прав (п. 3 ст. 71 СК РФ).

Также ребенок имеет право на наследство, как законный наследник первой очереди ( п. 1 ст. 1142 ГК РФ). В данном случае важен факт кровного родства.

Ребенок сможет претендовать на наследственное имущество наравне с иными наследниками (женой, другими детьми) в равных частях.

Можно ли восстановить родительские права

У родителя, лишенного прав, есть возможность возобновить их. Предстоит обратиться в суд. Но, чтобы суд пересмотрел решение, необходимо доказать, что гражданин изменил свой образ жизни, поведение и т.д. Если такое решение будет принято, то права и обязанности родителя возвращаются в полном объеме.

Источник: https://LegalFAQ.ru/semejnoe-pravo/roditelskie-prava/obyazannosti-lishennogo-roditelskix-prav

Ссылка на основную публикацию